Psfine

Позитивная психология

Профессиональное обучение
Страница 3

В четвертый период (1980-е - начало 1990-х гг.) в русле деятельностного подхода разрабатывается широкий спектр вопросов образа и структуры профессиональной деятельности, профессиональных способностей, профессионально важных качеств, микро- и макрогенетические аспекты развития профессионального мышления, профессиональной надежности и др. в связи с проблемой профессиональной подготовки субъектов.[13] Методологической основой многих практических разработок наряду с теорией деятельности А.Н. Леонтьева выступает теория функциональных систем П.К. Анохина. Предметом исследования становятся как вопросы онтогенеза и микрогенеза перцептивной деятельности, микроструктуры когнитивных процессов на одном полюсе, так и тема профессиональных личностных образований — профессионального самосознания, профессиональной картины мира, профессионального самоопределения и др. Изучаются психологические основы индивидуального подхода к учащимся в процессе производственного обучения.[6]

В 1990-е гг. (пятый этап) фактически свертываются все серьезные разработки в области профессионального обучения и образования. Условно эту фазу можно назвать «периодом смятения и заимствования»: утрачиваются позиции отечественных научных школ, происходит стихийное заимствование зарубежных психотехнологий. Последовательные и научно обоснованные программы нередко заменяются тренингами. В зоне активного внимания остается, пожалуй, только подготовка менеджеров низового и среднего звена управления.

Шестой этап можно датировать концом 1990-х гг. Восстанавливаются позиции отечественных научных школ, творчески усваиваются разные зарубежные концепции, активно разрабатываются новые принципы и подходы к профессиональному образованию — как к личностно ориентированному, развивающему потенциал человека и метапрофессиональные качества, реализующему его потребности в самоосуществлении, самоактуализации и т.п. В качестве основных принципов новой образовательной парадигмы называются:

• развитие личности обучаемого;

• формирование компетентностей, компетенций и социально значимых качеств обучаемого как личности, способной к самоопределению, саморегуляции и самоактуализации;

• учет индивидуально-психологических особенностей учащихся, их потребностей в самореализации;

• преемственность всех уровней образования (общего, начального, среднего специального и высшего);

• адекватность уровней образования и культуры, обеспечиваемая вариативными и личностно ориентированными технологиями и др.[2]

Приоритетами профессионального образования нового типа выступают:

• развитие новых стандартов образования;

• компетентностный подход как основа проектирования нового содержания образования и новых образовательных технологий;

• формирование межкультурной (интеркультурной) компетентности; обеспечение непрерывного образования;

• воспитание социальной компетентности;

• инициирование самоактуализации и самоопределения обучающихся в процессе обучения, их подготовка к свободному выбору альтернативных сценариев жизнедеятельности.[2]

Новой составляющей профессионального образования признаются этические проблемы деятельности профессионала, экологическое мышление профессионала, тема профессионального долголетия.

Важным условием эффективности образовательного процесса становится мониторинг знаний и потребностей обучающихся.

Формально сущность профессионального обучения можно обозначить как превращение исходной формулы психологии труда — системы «субъект — объект» в специфическую развернутую форму: система «субъект — субъект-предмет и средства труда (другие субъекты — социальная среда — объект труда — объектные условия — предмет и средства труда — предмет и средства обучения) — профессиональное развитие — личностное развитие».[13]

Страницы: 1 2 3 


Процессы памяти
Память как сложное психическое явление включает в себя несколько взаимосвязанных процессов: 1. Запоминание: – непроизвольное; – произвольное; – кратковременное; – оперативное; – долговременное; – ассоциативное; – осмысленное; – механическое. 2. Сохранение: – реконструктивное; – репродуктивное; – эпизодическое; – эхоическое ...

Вывод
Поскольку избежать чувства фрустрации, как следствия противоречия между потребностями индивида и ограничениями, налагаемыми обществом невозможно, человек научился приспосабливаться. Развитие защитных механизмов, как уже говорилось, имеет целью защиту личности от тревоги. Под понятием «развитие» не имеется в виду сознательное их примене ...

Я-концепции как структурный элемент СУМ. Понятие Я-концепции
Термин «Я-концепция» (на английском «self-conception», дословно «концепция себя») появился в русскоязычной психологической литературе сравнительно недавно. Ранее в таком же значении использовались термины «образ себя», «самосознание». Я-концепция - это все, что индивид считает самим собой или своим, все, что он думает о себе, все свойст ...