Psfine

Позитивная психология

Профессиональное обучение
Страница 3

В четвертый период (1980-е - начало 1990-х гг.) в русле деятельностного подхода разрабатывается широкий спектр вопросов образа и структуры профессиональной деятельности, профессиональных способностей, профессионально важных качеств, микро- и макрогенетические аспекты развития профессионального мышления, профессиональной надежности и др. в связи с проблемой профессиональной подготовки субъектов.[13] Методологической основой многих практических разработок наряду с теорией деятельности А.Н. Леонтьева выступает теория функциональных систем П.К. Анохина. Предметом исследования становятся как вопросы онтогенеза и микрогенеза перцептивной деятельности, микроструктуры когнитивных процессов на одном полюсе, так и тема профессиональных личностных образований — профессионального самосознания, профессиональной картины мира, профессионального самоопределения и др. Изучаются психологические основы индивидуального подхода к учащимся в процессе производственного обучения.[6]

В 1990-е гг. (пятый этап) фактически свертываются все серьезные разработки в области профессионального обучения и образования. Условно эту фазу можно назвать «периодом смятения и заимствования»: утрачиваются позиции отечественных научных школ, происходит стихийное заимствование зарубежных психотехнологий. Последовательные и научно обоснованные программы нередко заменяются тренингами. В зоне активного внимания остается, пожалуй, только подготовка менеджеров низового и среднего звена управления.

Шестой этап можно датировать концом 1990-х гг. Восстанавливаются позиции отечественных научных школ, творчески усваиваются разные зарубежные концепции, активно разрабатываются новые принципы и подходы к профессиональному образованию — как к личностно ориентированному, развивающему потенциал человека и метапрофессиональные качества, реализующему его потребности в самоосуществлении, самоактуализации и т.п. В качестве основных принципов новой образовательной парадигмы называются:

• развитие личности обучаемого;

• формирование компетентностей, компетенций и социально значимых качеств обучаемого как личности, способной к самоопределению, саморегуляции и самоактуализации;

• учет индивидуально-психологических особенностей учащихся, их потребностей в самореализации;

• преемственность всех уровней образования (общего, начального, среднего специального и высшего);

• адекватность уровней образования и культуры, обеспечиваемая вариативными и личностно ориентированными технологиями и др.[2]

Приоритетами профессионального образования нового типа выступают:

• развитие новых стандартов образования;

• компетентностный подход как основа проектирования нового содержания образования и новых образовательных технологий;

• формирование межкультурной (интеркультурной) компетентности; обеспечение непрерывного образования;

• воспитание социальной компетентности;

• инициирование самоактуализации и самоопределения обучающихся в процессе обучения, их подготовка к свободному выбору альтернативных сценариев жизнедеятельности.[2]

Новой составляющей профессионального образования признаются этические проблемы деятельности профессионала, экологическое мышление профессионала, тема профессионального долголетия.

Важным условием эффективности образовательного процесса становится мониторинг знаний и потребностей обучающихся.

Формально сущность профессионального обучения можно обозначить как превращение исходной формулы психологии труда — системы «субъект — объект» в специфическую развернутую форму: система «субъект — субъект-предмет и средства труда (другие субъекты — социальная среда — объект труда — объектные условия — предмет и средства труда — предмет и средства обучения) — профессиональное развитие — личностное развитие».[13]

Страницы: 1 2 3 


Подготовка первичной профконсультации
Вводные замечания. Профориентацию следует понимать как комплекс социально-экономических, психолого-педагогических и медико-физиологических задач, цель которых — формирование профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах. В числе психолого-педагогических задач ...

Понятие кризисной ситуации
Диагноз в психиатрии очень несовершенная наука с ограниченным кругом успешности. Подобно сильным таблеткам, его лучше применять щадяще и только тогда, когда ясна его польза для пациента. Диагноз не может быть ответом на проблему, скорее, это гипотеза для проверок и пересмотров. В нашей профессии мы имеем дело не с симптомом, а с человеч ...

Профессиональное обучение
На протяжении столетия профессиональная ориентация и профессиональное обучение шли рука об руку, ориентируясь, прежде всего на лиц подросткового возраста, исходя из посылки «обучение и профессия — на всю жизнь». Изменение государственного устройства России и Украины, структурные изменения в экономике, появление института безработных в н ...