Psfine

Позитивная психология

Материалы » Причины, диагностика и коррекция одиночества личности » Методика коррекции состояния одиночества

Методика коррекции состояния одиночества
Страница 1

Одиночество в социальном измерении – это проблема социальных связей. Их несовершенство или неполноценность ощущают на себе и дети и пожилые, и состоящие в браке и разведенные. Одинокие человек зачастую является источником, «носителем» одиночества, окружая себя людьми и создавая условия не только усугубляющие его переживания, но и вынуждающие участвовать в них окружающих.

Рис. 2.4. Влияние удовлетворенности потребности личности в признании на уровень ее одиночества.

Рис. 2.5. Влияние самооценки нормативности поведения личности на уровень ее одиночества.

Рис. 2.6. Влияние самооценки смелости, решительности личности на уровень ее одиночества.

Рис. 2.7. Влияние эмоциональной устойчивости личности на уровень ее одиночества.

Рис. 2.8. Влияние уровня самоконтроля личности на уровень ее одиночества.

И хотя причина в формировании переживания одиночества одна – неудовлетворенность или недостаток социальной оценки, способ и возможность получения различны в зависимости от возраста, образа жизни и индивидуально-психических особенностей. Каждая возрастная и социальная группа должна в индивидуальном порядке быть обучена определенным межличностным отношения, которые позволят людям, состоящим в браке, страдающим от конфликтов и дефицита общения обрасти внутреннее равновесие.

По мнению Янга «хроническое одиночество есть следствие длительной неспособности человека установить связи с другими людьми, тогда как ситуативное одиночество это следствие нарушения сложившейся модели социальных связей человека».

Однажды, благодаря обстоятельствам, установив прочные социальные связи (модели общения) индивид теряет навыки установления подобных взаимоотношений в дальнейшем, а в случае разрыва или потери привычных сложившихся связей, испытывает одиночество, как результат собственной социальной несостоятельности. Дать человеку эти навыки, научить провоцировать оценку окружающих, а также щедро давать ее другим – вот цель коррекции одиночества.

Процесс переживания одиночества, по мнению многих психологов и психотерапевтов, должен состоять из комплекса тренинговых (индивидуальных и групповых) занятий и обучающей поведенческой терапии. Разработана модель коррекции, которая начинается с того, что одинокий клиент: это влечет за собой приобретение клиентом причинных социальных связей, а затем и развитие интимных долговременных отношений.

Успешное вступление в новую систему отношений может быть затруднено недостаточностью социальных навыков, социальной обеспокоенностью, предчувствием поражения. Для некоторых людей нехватка социальных навыков представляет собой серьезную проблему. К наиболее уместным навыкам, которым стоит обучать и обучиться можно отнести умение поставит себя (это относится и к внешности и поведению), социальную уверенность в себе (преодоление застенчивости, взятие инициативы на себя), умение войти в ту или иную роль.

Другая проблема может возникнуть из-за повышенной тревожности индивида. Тревога может заставить избегать даже успешно складывающихся отношений, поэтому внутреннее спокойствие, воспитание оптимизма, очень важный фактор в коррекции одиночества. И наконец, большое значение имеют когнитивные факторы. У человека могут быть совершенно нереальные стандарты, требования, а также сложившиеся представления о самом себе и возможными взаимодействиями с другими людьми.

Коррекция одиночества включает:

- индивидуальную коррекцию – работа над своими внешними и внутренними качествами;

- социальную коррекцию – приобретение навыков и способов эффективного взаимодействия и конструирования ситуации.

В противном случае все старания и способности, приобретенные на тренинге, по искусству общения могут разбиться о стену личной неприязни.

Установив причину одиночества и обозначив дефицит или утрату оценки (количества, качественной или значимой) следует приступать к терапии.

Если одиночество спровоцировано ощутимой потерей значимого источника оценки (друг, спутник жизни, ребенок и т.д.), зачастую целесообразно восполнить недостаток одного значимого источника, множеством количественных, используя это, как оперативный метод экспресс-помощи. Ее наличие облегчит переживание одиночества и даст время для внутренней реабилитации и приобретение новых значимых связей.

Страницы: 1 2 3 4


Внешняя и внутренняя толерантность. Интолерантность
Толерантность как результат развития и саморазвития – собственный выбор и позиция, способствующие принятию другого и сохранению внутреннего равновесия системы (индивида, общества). В связи с этим выделяются два вида толерантности: внешняя толерантность (к другим) – убеждение, что другие люди могут иметь свою позицию, способны видеть ве ...

Анализ экспериментальных данных по исследованию взаимосвязи страхов и уровня самооценки у детей младшего школьного возраста
На основании результатов изучения самооценки, общая выборка была разделена на 3 группы: «Группа - 1», состоящая из 12 детей с низким уровнем самооценки; «Группа - 2» из 22 детей с нормальной самооценкой; «Группа – 3» из 19 детей с высоким уровнем самооценки. После этого усредненные показатели групп, по выше перечисленным методикам, были ...

Виды теоретического знания: теория, концепция, учение
Теоретическое знание – уровень научного знания, лежащий между эмпирическим и метатеоретическим уровнями. Качественно отличается от эмпирического знания, прежде всего своим предметом. В качестве собственного предмета теоретического знания выступает множество идеальных объектов, конструируемых как на основе эмпирических объектов при помо ...