Psfine

Позитивная психология

Материалы » История социальной помощи глухонемым 19-20 веках » Система обучения глухонемых. Особенности духовного воспитания глухих в дореволюционную эпоху

Система обучения глухонемых. Особенности духовного воспитания глухих в дореволюционную эпоху
Страница 1

В условиях системы общественного призрения, существовавшей в России с X в. (в 996 г.В. Мономах издает указ о призрении убогих и неимущих), специального и систематического обучения, в том числе и духовного воспитания, глухонемых детей не проводилось. Призрением глухих детей занимались монастыри, приюты и богадельни, которые не могли дать им полноценного и осознанного понимания религиозно-нравственных принципов.

Учитывая конкретность мышления глухого ребенка, мы можем предположить о поверхностном понимании неслышащими детьми в X – XVIII в.в. основ православной веры.

Начало систематическому обучению и воспитанию глухонемых детей в России, было положено с учреждением Московского воспитательного дома, который открывается в 1763 г., на основе проекта И.И.Бецкого. Глухонемые дети находились там среди слышащих, хотя обучались и воспитывались в специальных группах.

В 1770 г открывается и Санкт-Петербургский воспитательный дом.

Основой воспитания в Московском и Петербургском воспитательный домах являлось и физическое и нравственное развитие детей, в том числе глухонемых, однако, на первый план выдвигалась трудовая подготовка и ремесленное обучение.

Практический опыт Санкт-Петербургского и Московского воспитательных домов, подготовил основу для создания специализированных училищ для глухонемых детей.

Первые училища открываются в западных губерниях России: в Пярну (1790г), в Риге (1802 г), в Вильнюсе (1805 г) и, наконец, 15 декабря 1806г. в Павловске на средства супруги императора Павла I – императрицы Марии Федоровны, открывается первое Опытное училище глухонемых в России.

Изучение истории Санкт-Петербургского училища глухонемых показывает, что первым его учителем был католический священник Сигмунд, прибывший из Вильно, а ранее служивший наставником института глухонемых в Вене. Обучение воспитанников осуществлялось с помощью дактильной, жестовой, письменной и устной речи. Однако, императрице не нравилось светскость преподавания Сигмунда. Мария Федоровна считала, что во время обучения детям недостаточно внушаются религиозные понятия и правила. Императрица посылает письмо Р.А.Сикару с просьбой возглавить училище. В 1810 г Сикар присылает вместо себя своего ученика И.А.Жоффре (к моменту приезда которого училище переезжает в Санкт-Петербург, в главный корпус двухэтажного дома, находящегося на Выборгской стороне, на берегу Невы).

Так, Жоффре становится директором училища, обучение в котором проходит по методике аббатов Эпе и Сикара. По первому уставу училища, утвержденному императрицей Марией Федоровной в 1802 г, устанавливается шестилетний срок обучения. В училище существуют четыре класса. Четвертый класс (для самых младших воспитанников) делится на три отделения. С третьего отделения вводится первый экзамен (самым младшим детям к этому моменту было всего 7 лет).

В своем очерке о Санкт-Петербургском училище глухонемых, Н.М.Лаговский указывает на то, что ученики четвертого класса на последнем экзамене заинтересовали своими ответами всех присутствующих. Он пишет, что глухие давали точные определения об инстинктах животных, о разуме, о свободе и вообще, о разных отвлеченных понятиях. «Развитие учеников этого класса, - отмечает Лаговский, - дало возможность ввести их в обладание самыми высокими истинами; им был преподано о создании духов, о возмущении их, о свержении их с неба в преисподню, о сотворении мира и человека, который состоит из тела и души…» .

С третьего класса дети знакомятся с теорией вопроса и притяжательных местоимений, со спряжением в трех временах и пр. Говоря о знаниях учеников первого класса, Лаговский отмечает, что они толково отвечают на вопросы из области религии и искусств, и что «знанием вещей, сделанных человеком, они были подготовлены к разумению того, что было сделано Создателем».

Во втором классе глухие воспитанники, по словам Лаговского, были «доведены до познания о Боге, о творении мира, о двух естествах человека – тале и душе».

Говоря далее о воздействии духовного воспитания на глухонемых учащихся, Лаговский отмечает, что дети оплакивали падение прародителей, негодовали на злого духа, который научил их непослушанию, и «стали надеяться на лучшую участь на небе за бесконечные заслуги Спасителя».

Таким образом, привитие глухонемым учащимся основ религиозно-нравственных понятий и представлений, глубоко воздействуют на их эмоциональную сферу.

Судя по объявлению 1819г, предметы, составляющие курс обучения при Жоффре, включают в себя:

1. Закон Веры;

2. Правильное познание российского и французского языков;

3. Основы геометрии;

4. История;

5. Рисование;

В 1820г Жоффре приглашает священника Измайлова в качестве настоятеля устроенной в том же году церкви при училище. Церковь была названа именем Святого Апостола Павла. В обязанности священника входило, также, и преподавание учащимся под руководством директора Закона Божьего.

Страницы: 1 2 3 4


Метод «Цветовая социометрия»
Цель: Исследование эмоционально-непосредственных межличностных отношений ребенка с окружающими. Подготовка: Подготовить цветовое поле в виде шахматной доски (5 и 5 рядов-квадратов), которая состоит из 13 цветовых и 12 белых квадратов в следующем порядке: 1-й ряд: черный, белый, синий, белый, черный квадраты; 2-й: белый, зеленый, белы ...

Развитие мозговых структур памяти
Мозговая локализация памяти как высшей психической функции отчётливо прослеживается при анализе различных нарушений памяти, вызванных поражениями головного мозга. Эта тема подробно описана А.Р. Лурия в ряде его монографий – “Маленькая книжка о большой памяти”, “Нейропсихология памяти”. Основной вывод, который автор делает в процессе из ...

Психосоциальные аспекты особенностей одаренности
Казалось бы, ребенку, опережающему сверстников по уровню интеллекта, блещущему умственными способностями, уготовано более счастливое, чем у других, детство, ему будет особенно легко учиться. В действительности же все не так. У детей с ранним умственным расцветом возникают свои систематические сложности в семье и в школе, свои драмы возр ...