Система обучения глухонемых. Особенности духовного
воспитания глухих в дореволюционную эпохуСтраница 2
В 1824 г, после смерти Жоффре, директором училища становится Г.А.Гурцов, который делает первую попытку создать методику обучения глухонемых, написав «Энциклопедический курс методических и практических уроков, составленных и кратких назидательных фраз, приспособленных к мимическому языку, относящихся к человеку, житейским нуждам, познаниям и ко всем обязанностям в обществе».
Анализ этого труда свидетельствует, что данное сочинение разделяется на десять книжек с таблицами картин (54 шт.) и двумя картами: природы и геометрических фигур и тел. С помощью «Энциклопедического курса …» происходит, также, и духовно-нравственное воспитание глухонемых учащихся.
Так, в книге V содержится информация о Создателе, Четырех стихиях, небесных светилах и т. д.; VII книга содержит курс практических уроков, включающих в себя человеческие познания, вероисповедания, образованность, правоведение, мужество и пр. IV книга содержит представление о благоустройстве церкви и совершаемых в них службах и IX книга содержит нравственные представления для кончающих курс обучения в училище глухонемых воспитанников.
30 июля 1835 г, утвержден новый Устав училища. После его утверждения, в курсе предметов, к Закону Божьему добавляется «Священная история и нравственность». В преподавании в училище, по-прежнему руководствуются методой аббата Эпе со всеми изменениями и улучшениями, которые он а получила в Германии и Франции и с применением сведений из собственного опыта преподавателей училища.
Следующим директором училища в 1838 году становится В.И.Флери, сыгравший значительную роль в развитии отечественной сурдопедагогики и написавший первую книгу в этой области «Глухонемые, рассматриваемые в отношении к их состоянию и к способам образования, самым свойственным их природе» Обосновывая убеждение, что глухонемота не лишает человека способностей, Флери излагает приемы обучения и воспитания глухонемого, как сознательной личности, показывает роль мимики и различных форм словесной речи.
Флери пишет о связи умственного и нравственного воспитания глухонемых, о роли семьи и необходимости семейного воспитания, о необходимости большой самоотдачи педагогов. Флери обосновывает важность индивидуального подхода в процессе обучения и выступает за комбинирование приемов обучения, осуждая абсолютизацию какого-либо одного способа.
В своей работе «Глухонемые …» Флери отводит целую главу религиозно-нравственному воспитанию неслышащих, которую он называет «Введение в познание религиозных и нравственных понятий». Духовное воспитание глухонемого Флери советует начинать еще до того, как оно может быть полностью осознанным. «Понятие о Божестве, это основание всего блаженства человека и всех его познаний, заранее должно быть предоставлено рассудку глухонемого», - пишет Флери.
Флери рекомендует обращать внимание глухонемых детей на различные явление природы (грозу, дождь, яркое солнце, радугу), обогащая их чувственный опыт и, подводя их к осознанию величия Бога, проявляющего себя во всем, что ребенок видит.
Говоря об этом, Флери пишет: «…Пусть он внимательно возле вас и под вашем надзором увидит некоторые из этих величественных явлений творения, - тогда он сам упредит вас вопросом, хоть и невольным, но глубоко основательным: Кто все это сделал? Для чего это?». Флери остерегает тотчас же внушать ребенку догматы веры (о карающей молнии и аде) и подводить его к совершению обрядов, указывая на большую способность глухонемого к подражанию, которое в дальнейшем может вылиться в простое притворство. Он советует объяснять ребенку щедрость, милость и любовь беспредельного Существа.
Флери пишет, что совершенная понятливость догматических истин через письменные обозначения долго остается неприступной для глухонемого, и существование Бога, его благость и необходимость его правосудия, как и другие подобные истины, не имеют нужды в многословии. «…Самые простые и легкие слова, избранные для их выражения достаточно объясняются в присутствии дел и явлений, которых они будут следствием и перечнем», - пишет Флери.
Флери показывает независимость религиозных и нравственных чувств глухонемого от словесной речи. «Познание Верховного Существа совершенно независимо от пособий языка устного», - пишет Флери, считая, что чувства добра и зла, справедливости и несправедливости являются врожденными у любого человека. Наказав невиновного, мы увидим негодование глухонемого, наказав его самого за кражу, мы увидим его смирение; «…к чему здесь язык – глас естественного закона предшествует всякому языку», - считает Флери.
Чтобы привить глухонемому понятие о нравственности, нужно прибегать к самому ребенку, научить его «нисходить в сердце свое», советоваться с голосом своей совести, и тогда, радость его при всяком добром деле и страх, сопровождающий его дурные поступки, покажут ребенку нравственные различия добра и зла, - считает Флери, полагая, что такой способ является наиболее надежным и способным утвердить в сердце глухонемого ребенка чувство добродетели и отвращения его от порока. Флери указывает на важную роль наследственности в нравственном воспитании глухонемых.
Выводы теоретического исследования
По результатам теоретического исследования можно сделать следующие выводы:
1. Наличие у человека характера предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, чего-то от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, задачи которые он себе ставит или на себя принимает, что определяется не единичным, случайным поступ ...
Преодоление страха у детей младшего школьного возраста
Психологи выделяют два способа преодоления страха и тревожности у детей: 1) выработка конструктивных способов поведения в трудных для ребенка ситуациях, а также овладение приемами, позволяющими справиться с излишним волнением, тревогой; 2) укрепление уверенности в себе, развитие самооценки и представления о себе, забота о «личностном ро ...
Приложения
Приложение 1
Устойчивая, адекватная самооценка – 3 человека (50%)
Устойчивая, неадекватная самооценка – 2 человека (33,3%)
Неустойчивая самооценка – 1 человек (16,7%)
1.Устойчтвая, адекватная самооценка – 4 человека (66,7%)
2. Неустойчивая самооценка – 2 человека (33,3%)
Приложение 2
Устойчивая, адекватная самооценка – 2 че ...