Psfine

Позитивная психология

Материалы » История социальной помощи глухонемым 19-20 веках » Система обучения глухонемых. Особенности духовного воспитания глухих в дореволюционную эпоху

Система обучения глухонемых. Особенности духовного воспитания глухих в дореволюционную эпоху
Страница 2

В 1824 г, после смерти Жоффре, директором училища становится Г.А.Гурцов, который делает первую попытку создать методику обучения глухонемых, написав «Энциклопедический курс методических и практических уроков, составленных и кратких назидательных фраз, приспособленных к мимическому языку, относящихся к человеку, житейским нуждам, познаниям и ко всем обязанностям в обществе».

Анализ этого труда свидетельствует, что данное сочинение разделяется на десять книжек с таблицами картин (54 шт.) и двумя картами: природы и геометрических фигур и тел. С помощью «Энциклопедического курса …» происходит, также, и духовно-нравственное воспитание глухонемых учащихся.

Так, в книге V содержится информация о Создателе, Четырех стихиях, небесных светилах и т. д.; VII книга содержит курс практических уроков, включающих в себя человеческие познания, вероисповедания, образованность, правоведение, мужество и пр. IV книга содержит представление о благоустройстве церкви и совершаемых в них службах и IX книга содержит нравственные представления для кончающих курс обучения в училище глухонемых воспитанников.

30 июля 1835 г, утвержден новый Устав училища. После его утверждения, в курсе предметов, к Закону Божьему добавляется «Священная история и нравственность». В преподавании в училище, по-прежнему руководствуются методой аббата Эпе со всеми изменениями и улучшениями, которые он а получила в Германии и Франции и с применением сведений из собственного опыта преподавателей училища.

Следующим директором училища в 1838 году становится В.И.Флери, сыгравший значительную роль в развитии отечественной сурдопедагогики и написавший первую книгу в этой области «Глухонемые, рассматриваемые в отношении к их состоянию и к способам образования, самым свойственным их природе» Обосновывая убеждение, что глухонемота не лишает человека способностей, Флери излагает приемы обучения и воспитания глухонемого, как сознательной личности, показывает роль мимики и различных форм словесной речи.

Флери пишет о связи умственного и нравственного воспитания глухонемых, о роли семьи и необходимости семейного воспитания, о необходимости большой самоотдачи педагогов. Флери обосновывает важность индивидуального подхода в процессе обучения и выступает за комбинирование приемов обучения, осуждая абсолютизацию какого-либо одного способа.

В своей работе «Глухонемые …» Флери отводит целую главу религиозно-нравственному воспитанию неслышащих, которую он называет «Введение в познание религиозных и нравственных понятий». Духовное воспитание глухонемого Флери советует начинать еще до того, как оно может быть полностью осознанным. «Понятие о Божестве, это основание всего блаженства человека и всех его познаний, заранее должно быть предоставлено рассудку глухонемого», - пишет Флери.

Флери рекомендует обращать внимание глухонемых детей на различные явление природы (грозу, дождь, яркое солнце, радугу), обогащая их чувственный опыт и, подводя их к осознанию величия Бога, проявляющего себя во всем, что ребенок видит.

Говоря об этом, Флери пишет: «…Пусть он внимательно возле вас и под вашем надзором увидит некоторые из этих величественных явлений творения, - тогда он сам упредит вас вопросом, хоть и невольным, но глубоко основательным: Кто все это сделал? Для чего это?». Флери остерегает тотчас же внушать ребенку догматы веры (о карающей молнии и аде) и подводить его к совершению обрядов, указывая на большую способность глухонемого к подражанию, которое в дальнейшем может вылиться в простое притворство. Он советует объяснять ребенку щедрость, милость и любовь беспредельного Существа.

Флери пишет, что совершенная понятливость догматических истин через письменные обозначения долго остается неприступной для глухонемого, и существование Бога, его благость и необходимость его правосудия, как и другие подобные истины, не имеют нужды в многословии. «…Самые простые и легкие слова, избранные для их выражения достаточно объясняются в присутствии дел и явлений, которых они будут следствием и перечнем», - пишет Флери.

Флери показывает независимость религиозных и нравственных чувств глухонемого от словесной речи. «Познание Верховного Существа совершенно независимо от пособий языка устного», - пишет Флери, считая, что чувства добра и зла, справедливости и несправедливости являются врожденными у любого человека. Наказав невиновного, мы увидим негодование глухонемого, наказав его самого за кражу, мы увидим его смирение; «…к чему здесь язык – глас естественного закона предшествует всякому языку», - считает Флери.

Чтобы привить глухонемому понятие о нравственности, нужно прибегать к самому ребенку, научить его «нисходить в сердце свое», советоваться с голосом своей совести, и тогда, радость его при всяком добром деле и страх, сопровождающий его дурные поступки, покажут ребенку нравственные различия добра и зла, - считает Флери, полагая, что такой способ является наиболее надежным и способным утвердить в сердце глухонемого ребенка чувство добродетели и отвращения его от порока. Флери указывает на важную роль наследственности в нравственном воспитании глухонемых.

Страницы: 1 2 3 4


Вступление
Не секрет, что далеко не каждая работа позволяет человеку чувствовать себя полноценным членом общества (вопреки известным лозунгам о том, что "все работы хороши" и т.п.). Более того, даже в так называемых творческих профессиях, вызывающих восхищение и даже зависть окружающих, сами работники далеко не всегда чувствуют себя дост ...

Слушаем тишину
Предлагается всем послушать тишину, а потом определить, кто и что услышал в тишине. ...

Стресс и управление им в деятельности руководителяю Стресс как психологическое состояние организма
Одним из общих определений стресса может быть следующее: «Стресс - это такое психологическое состояние организма, когда существует несоответствие между его способностью удовлетворительно справиться с требованиями окружающей среды и уровнем таких требований». /1/ Согласно дифференциации, предложенной Д. Р. Нитше, стресс - это многозначн ...