Psfine

Позитивная психология

Материалы » История социальной помощи глухонемым 19-20 веках » Система обучения глухонемых. Особенности духовного воспитания глухих в дореволюционную эпоху

Система обучения глухонемых. Особенности духовного воспитания глухих в дореволюционную эпоху
Страница 2

В 1824 г, после смерти Жоффре, директором училища становится Г.А.Гурцов, который делает первую попытку создать методику обучения глухонемых, написав «Энциклопедический курс методических и практических уроков, составленных и кратких назидательных фраз, приспособленных к мимическому языку, относящихся к человеку, житейским нуждам, познаниям и ко всем обязанностям в обществе». the cheap car insurance

Анализ этого труда свидетельствует, что данное сочинение разделяется на десять книжек с таблицами картин (54 шт.) и двумя картами: природы и геометрических фигур и тел. С помощью «Энциклопедического курса …» происходит, также, и духовно-нравственное воспитание глухонемых учащихся.

Так, в книге V содержится информация о Создателе, Четырех стихиях, небесных светилах и т. д.; VII книга содержит курс практических уроков, включающих в себя человеческие познания, вероисповедания, образованность, правоведение, мужество и пр. IV книга содержит представление о благоустройстве церкви и совершаемых в них службах и IX книга содержит нравственные представления для кончающих курс обучения в училище глухонемых воспитанников.

30 июля 1835 г, утвержден новый Устав училища. После его утверждения, в курсе предметов, к Закону Божьему добавляется «Священная история и нравственность». В преподавании в училище, по-прежнему руководствуются методой аббата Эпе со всеми изменениями и улучшениями, которые он а получила в Германии и Франции и с применением сведений из собственного опыта преподавателей училища.

Следующим директором училища в 1838 году становится В.И.Флери, сыгравший значительную роль в развитии отечественной сурдопедагогики и написавший первую книгу в этой области «Глухонемые, рассматриваемые в отношении к их состоянию и к способам образования, самым свойственным их природе» Обосновывая убеждение, что глухонемота не лишает человека способностей, Флери излагает приемы обучения и воспитания глухонемого, как сознательной личности, показывает роль мимики и различных форм словесной речи.

Флери пишет о связи умственного и нравственного воспитания глухонемых, о роли семьи и необходимости семейного воспитания, о необходимости большой самоотдачи педагогов. Флери обосновывает важность индивидуального подхода в процессе обучения и выступает за комбинирование приемов обучения, осуждая абсолютизацию какого-либо одного способа.

В своей работе «Глухонемые …» Флери отводит целую главу религиозно-нравственному воспитанию неслышащих, которую он называет «Введение в познание религиозных и нравственных понятий». Духовное воспитание глухонемого Флери советует начинать еще до того, как оно может быть полностью осознанным. «Понятие о Божестве, это основание всего блаженства человека и всех его познаний, заранее должно быть предоставлено рассудку глухонемого», - пишет Флери.

Флери рекомендует обращать внимание глухонемых детей на различные явление природы (грозу, дождь, яркое солнце, радугу), обогащая их чувственный опыт и, подводя их к осознанию величия Бога, проявляющего себя во всем, что ребенок видит.

Говоря об этом, Флери пишет: «…Пусть он внимательно возле вас и под вашем надзором увидит некоторые из этих величественных явлений творения, - тогда он сам упредит вас вопросом, хоть и невольным, но глубоко основательным: Кто все это сделал? Для чего это?». Флери остерегает тотчас же внушать ребенку догматы веры (о карающей молнии и аде) и подводить его к совершению обрядов, указывая на большую способность глухонемого к подражанию, которое в дальнейшем может вылиться в простое притворство. Он советует объяснять ребенку щедрость, милость и любовь беспредельного Существа.

Флери пишет, что совершенная понятливость догматических истин через письменные обозначения долго остается неприступной для глухонемого, и существование Бога, его благость и необходимость его правосудия, как и другие подобные истины, не имеют нужды в многословии. «…Самые простые и легкие слова, избранные для их выражения достаточно объясняются в присутствии дел и явлений, которых они будут следствием и перечнем», - пишет Флери.

Флери показывает независимость религиозных и нравственных чувств глухонемого от словесной речи. «Познание Верховного Существа совершенно независимо от пособий языка устного», - пишет Флери, считая, что чувства добра и зла, справедливости и несправедливости являются врожденными у любого человека. Наказав невиновного, мы увидим негодование глухонемого, наказав его самого за кражу, мы увидим его смирение; «…к чему здесь язык – глас естественного закона предшествует всякому языку», - считает Флери.

Чтобы привить глухонемому понятие о нравственности, нужно прибегать к самому ребенку, научить его «нисходить в сердце свое», советоваться с голосом своей совести, и тогда, радость его при всяком добром деле и страх, сопровождающий его дурные поступки, покажут ребенку нравственные различия добра и зла, - считает Флери, полагая, что такой способ является наиболее надежным и способным утвердить в сердце глухонемого ребенка чувство добродетели и отвращения его от порока. Флери указывает на важную роль наследственности в нравственном воспитании глухонемых.

Страницы: 1 2 3 4


Успех дела и энергия людей
С управленческой точки зрения отдельные люди могут использовать свою энергию тремя следую­щими способами: Позитивно: Эти люди контролируют свою энергию и способны справляться с неизбежно встречающимися неудачами. Они заинтересованы в свершениях и посвящают себя работе по достижению целей организации. Успех предприятия рассматривается ...

Основные характеристики личностного развития
Личность – это Относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других. При этом особое значение придается идентификации личности. При т ...

Найди мяч
Играющие становятся в круг, вплотную друг к другу, лицом в центр круга. Водящий выходит на середину круга. Все дети держат руки за спиной. Одному из них дают мяч среднего размера. Дети начинают передавать мяч друг другу за спиной. Водящий старается угадать, у кого находится мяч. Обращаясь то к одному, то к другому ребенку, он говорит: ...