Psfine

Позитивная психология

Материалы » Самоорганизация студентов первого курса » Новые условия — новые требования

Новые условия — новые требования
Страница 1

Вчерашний школьник, став первокурсником, сталкивается с новой для себя действительностью и вынужден считаться с теми требованиями, которые она предъявляет к нему. Сравним требования к школьнику-старшекласснику и студенту-первокурснику.

Школа

Вуз

Содержание учебного процесса

Внимание уделяется запоминанию информации, которая содержится в стандартных учебниках в готовом к употреблению виде. Учебник почти полностью соответствует программе и определяет объем изучаемого материала. Другими источниками пользоваться, как правило, не приходится.

Учебников, полностью соответствующих программе, как правило, нет. Приходится пользоваться несколькими источниками, в которых к тому же отдельные вопросы могут быть изложены с использованием различных подходов. Основное значение приобретают поиск, переработка и понимание информации.

Характер взаимоотношений учителя и ученика

Учителя относятся к школьникам, как к детям, и выступают по отношению к ним в роли родителей и воспитателей.

Преподаватели видят (или хотят видеть) в студентах взрослых, вполне самостоятельных людей с определенными жизненными целями и. планами и предпочитают быть с ними "на равных".

Социальный статус личности

Привычные, устойчивые, сложившиеся в течение многих лет отношения в школе и вне ее. Учебный статус каждого в классе определен, обычно он достаточно высок.

Пересматриваются прежние представления по отношению к себе и устанавливаются новые. Это связано с тем, что вчерашний отличник или ученик, которого в школе ставили в пример, в вузе неожиданно для себя может быть совершенно "незаметным" студентом.

Представления об учебе в вузе

Зачастую романтические, базирующиеся в основном на школьном опыте. Процесс обучения в вузе представляется достаточно простым и не слишком утомительным занятием.

Реальность, с которой очень многим приходится сталкиваться, состоит в том, что учеба в вузе — это постоянный, упорный, а порой и изнурительный труд.

Бытовые условия

Привычные и налаженные. Родители опекают, заботятся о питании, отдыхе, режиме дня. Жизнь очень регламентирована.

Студент обычно живет в общежитии, отдельно от родителей и ему приходится самому заботиться о себе.

Условия для занятий

Занимается обычно дома в условиях, к которым давно привык.

Условия для занятий в общежитии, мягко говоря, не очень хорошие — общежития часто перенаселены и к занятиям не приспособлены, а привычка заниматься в читальном зале еще не выработалась.

Контроль и оценка учебной деятельности

Требования к учебе формировались годами, они понятны и привычны. Систематический контроль учебы со стороны родителей и довольно регулярная ее оценка.

Первокурсник пока не знает конкретных требований: как учить, сколько учить, что значит в вузе "знать материал", он еще не понял, "что такое хорошо и что такое плохо" в вузовской жизни. Повседневный контроль и систематическая оценка учебной деятельности практически отсутствуют.

Страницы: 1 2


Виды и формы межличностного взаимодействия подростков в классном коллективе
1.Межличностными называются сугубо личные отношения и связи между отдельными членами группы, независимо от условий и характера их совместной деятельности. В основе таких отношений лежат эмоциональные переживания, которые один член группы, как определенная личность вызывает у другого. Различают два вида чувств, возникающих у членов групп ...

Исследовательское поведение и творчество
Е.П. Торранс, автор одних из самых известных и широко используемых батарей тестов творчества (креативности) выдвинул следующее принципиальное положение. Валидный тест креативности невозможен в принципе. Причина этого состоит в противоречии между сущностью тестов и сущностью творчества. Тест – это стандартизованная процедура обследования ...

Результаты и их интерпретация
На первом этапе исследования мы провели сравнительный анализ результатов исследования характерологических особенностей у руководителей высшего и среднего звена. Вначале мы провели исследование особенностей характера по методике 16 PF (многофакторный опросник Р.Кеттела), полученные данные представлены в Приложении 3, Таблица 1. По итога ...