Psfine

Позитивная психология

Материалы » Причины, диагностика и коррекция одиночества личности » Методика коррекции состояния одиночества

Методика коррекции состояния одиночества
Страница 3

2 ступень: навыки получения качественной оценки.

Одиночество может возникнуть не только в результате отсутствия связей, но из-за неудовлетворенности качеством существующих отношений. Действительно, как только преодолевается некоторый количественный порог человеческих отношений, оказывается, что детерминантой одиночества в гораздо большей мере является неудовлетворенность их качеством.

В конце концов все социальные отношения получают свое завершение – или из-за разрыва отношений, или из-за смерти партнера. Когда отношениям наступает конец, люди часто испытывают одиночество. Даже горе по поводу утраты качественных связей не так велико в силу эмоционального сжигания и привыкания, как одиночество.

Вейс разделял понятие «горе» и «одиночество». Горе – это синдром шока, протеста, гнева, боли, обжигающей печали, вызванной потерей источника оценки. Напротив, на отсутствие связей, а не на их потерю.

К качественным отношениям можно отнести такие социальные контакты при которых важным являются личные характеристики и качества партнеров, совместная деятельность, влияющая или определяющая поведение обоих сторон. Качественные взаимоотношения учитывают весь комплекс особенностей личности, который определяется сторонами, как предпочтительный по сравнению с большинством. Получение качественной оценки, как метод избавления от одиночества, более сложен, а обучающий процесс более продолжителен, так как предполагает внутреннюю перестройку, замену или приобретение новых личностных качеств. Именно этот путь вызывает сопротивление и несогласие со стороны клиентов. Трудно признаться себе в том, что твой образ жизни и стиль поведения – социально незаметны или неприемлемы. Но, с другой стороны, если существующая система взаимоотношений привела к переживанию одиночества, значит, в ней есть серьезные недостатки незаметные для индивида в силу субъективных причин.

Для начала следует определить, потеря какого источника качественной оценки спровоцировала одиночество. Возможно, причины, заставившие партнера разорвать двухсторонние отношения, станут показателями тех качеств и свойств личности, от которых стоит избавиться, а в случае смерти партнера необходимо установить, какие факторы данных взаимоотношений являлись определяющими и предпочитаемыми. Качественная оценка всегда появляется в связи с определенными достоинствами личности, приоритетами над другими, и исчезает по мере не пополнения этих достоинств. Один из путей получения качественной оценки – превозмочь, превзойти самого себя (аутогенный механизм формирования оценки), другой – приобрести качества положительно оцениваемые социумом (гетерогенный механизм формирования оценки).

Процесс терапии в подобных случаях должен быть, более глубоким. Постепенное сознание собственных недостатков и культивирование достоинств способствует личностному росту, хотя и меняет весь сложившийся стереотип восприятия и отношения к социальной среде. Не так давно получили свое развитие когнитивно-ориентированные теории, помогающие клиентам узнать и исправить недостатки в собственном способе мышления. Основная особенность когнитивно-бихевиоральной модели заключается в том, что клиентов учат распознавать автоматизм мышления и рассматривать такие мысли как гипотезы, требующие проверки, а не как факты. Терапевт должен заставить клиента разорвать привычный способ мышления в незнакомых ситуациях (мысли типа «У меня не получиться», «Я буду выглядеть дураком» и т.д.) и проверить эту мысль эмпирически, допытываясь, в действительности клиент вел себя глупо в подобных ситуациях, и не давит ли на него социально наученный, неудобный, но навязанный ему стереотип мышления. Благодаря такому способу проверки автоматического мышления, клиент часто обнаруживает несостоятельность своих допущений и альтернативных интерпретаций, которые оказывается можно пересмотреть

Пепло и ее коллеги подчеркнули, что мысли о своем поражении могут возникнуть у одиноких людей вследствие общей ошибочной оценки причин поведения. Люди недостаточно осознают изменчивость обстоятельств, что приводит к чувству безнадежности и стыда. Внешность и социальные навыки можно усовершенствовать в гораздо большей степени, чем это допускает большинство одиноких людей. Достигнув определенной устойчивости качеств личности, следует прибегнуть к помощи тренинговой группы, для моделирования и привыкания к новым условиям взаимодействия с учетом приобретенных личностных качеств.

Страницы: 1 2 3 4


Исследовательское поведение и интеллект
Б. Хендерсон сделал обзор корреляционных исследований связи исследовательского поведения, любознательности и интеллекта, проведенных разными авторами, в разное время, с использованием разных методик. Он приводит такие данные. 1) У дошкольников коэффициент корреляции японского теста интеллекта Tanaka-Binet IQ с решением задачи на исслед ...

Техника взмаха
Якорение в визуальной модальности. 1. Отпустить спусковой механизм, запускающий негативную реакцию (триггер). Картинка. 2. Вспомнить свое поведение, которое было бы предпочтительнее (можно смоделировать – киногерой, вымышленный образ), примерить образ на себя. Снять. Смотреть как на картинку, ловим ощущения, если что-то не так, то при ...

Чтение специальной литературы и отдых
Необходимость чередования труда и отдыха очевидна. Работа студента в процессе обучения требует активного отдыха. В период продолжительных самостоятельных занятий плодотворна выработка системы кратковременных "передыхов". Это могут быть несколько упражнений для разминки, умывание или окатывание холодной водой, стакан чая или ко ...