Методика коррекции состояния одиночестваСтраница 3
2 ступень: навыки получения качественной оценки.
Одиночество может возникнуть не только в результате отсутствия связей, но из-за неудовлетворенности качеством существующих отношений. Действительно, как только преодолевается некоторый количественный порог человеческих отношений, оказывается, что детерминантой одиночества в гораздо большей мере является неудовлетворенность их качеством.
В конце концов все социальные отношения получают свое завершение – или из-за разрыва отношений, или из-за смерти партнера. Когда отношениям наступает конец, люди часто испытывают одиночество. Даже горе по поводу утраты качественных связей не так велико в силу эмоционального сжигания и привыкания, как одиночество.
Вейс разделял понятие «горе» и «одиночество». Горе – это синдром шока, протеста, гнева, боли, обжигающей печали, вызванной потерей источника оценки. Напротив, на отсутствие связей, а не на их потерю.
К качественным отношениям можно отнести такие социальные контакты при которых важным являются личные характеристики и качества партнеров, совместная деятельность, влияющая или определяющая поведение обоих сторон. Качественные взаимоотношения учитывают весь комплекс особенностей личности, который определяется сторонами, как предпочтительный по сравнению с большинством. Получение качественной оценки, как метод избавления от одиночества, более сложен, а обучающий процесс более продолжителен, так как предполагает внутреннюю перестройку, замену или приобретение новых личностных качеств. Именно этот путь вызывает сопротивление и несогласие со стороны клиентов. Трудно признаться себе в том, что твой образ жизни и стиль поведения – социально незаметны или неприемлемы. Но, с другой стороны, если существующая система взаимоотношений привела к переживанию одиночества, значит, в ней есть серьезные недостатки незаметные для индивида в силу субъективных причин.
Для начала следует определить, потеря какого источника качественной оценки спровоцировала одиночество. Возможно, причины, заставившие партнера разорвать двухсторонние отношения, станут показателями тех качеств и свойств личности, от которых стоит избавиться, а в случае смерти партнера необходимо установить, какие факторы данных взаимоотношений являлись определяющими и предпочитаемыми. Качественная оценка всегда появляется в связи с определенными достоинствами личности, приоритетами над другими, и исчезает по мере не пополнения этих достоинств. Один из путей получения качественной оценки – превозмочь, превзойти самого себя (аутогенный механизм формирования оценки), другой – приобрести качества положительно оцениваемые социумом (гетерогенный механизм формирования оценки).
Процесс терапии в подобных случаях должен быть, более глубоким. Постепенное сознание собственных недостатков и культивирование достоинств способствует личностному росту, хотя и меняет весь сложившийся стереотип восприятия и отношения к социальной среде. Не так давно получили свое развитие когнитивно-ориентированные теории, помогающие клиентам узнать и исправить недостатки в собственном способе мышления. Основная особенность когнитивно-бихевиоральной модели заключается в том, что клиентов учат распознавать автоматизм мышления и рассматривать такие мысли как гипотезы, требующие проверки, а не как факты. Терапевт должен заставить клиента разорвать привычный способ мышления в незнакомых ситуациях (мысли типа «У меня не получиться», «Я буду выглядеть дураком» и т.д.) и проверить эту мысль эмпирически, допытываясь, в действительности клиент вел себя глупо в подобных ситуациях, и не давит ли на него социально наученный, неудобный, но навязанный ему стереотип мышления. Благодаря такому способу проверки автоматического мышления, клиент часто обнаруживает несостоятельность своих допущений и альтернативных интерпретаций, которые оказывается можно пересмотреть
Пепло и ее коллеги подчеркнули, что мысли о своем поражении могут возникнуть у одиноких людей вследствие общей ошибочной оценки причин поведения. Люди недостаточно осознают изменчивость обстоятельств, что приводит к чувству безнадежности и стыда. Внешность и социальные навыки можно усовершенствовать в гораздо большей степени, чем это допускает большинство одиноких людей. Достигнув определенной устойчивости качеств личности, следует прибегнуть к помощи тренинговой группы, для моделирования и привыкания к новым условиям взаимодействия с учетом приобретенных личностных качеств.
Педагогические условия и уровни формирования толерантности у подростков
Согласно данным исследований, проводимых в различных учебных учреждениях, наличие постоянных конфликтов среди школьников отмечают 37% преподавателей; грубость и жестокость по отношению к младшим школьникам со стороны старших школьников отмечают 30% учителей; высокий и выше среднего показатель уровня агрессивности наблюдается у 35% опрош ...
Формы общения
1) монологическая — когда только одному из партнеров отводится роль активного участника, а другому — пассивного исполнителя (например, лекция, нотация и т.д.);
2) диалоговая — характерно сотрудничество участников — собеседников или партнеров по общению (например, беседа, разговор);
3) полилогическая — многостороннее общение, которое н ...
Контрольное
тестирование
1. Предмет юридической психологии:
А - закономерности возникновения, особенности протекания психических процессов у человека;
Б - закономерности и механизмы психики людей, включенных в сферу отношений, регулируемых правом;
В - пограничные психические расстройства личности;
2. К задачам юридической психологии относятся:
А - синтез п ...