Psfine

Позитивная психология

Мышление и речь » Формы мышления

Формы мышления

Результаты процесса мышления существуют в форме суждений, умозаключений и понятий.[12]

Понятие - мысль, в которой отражаются общие, существенные признаки предметов и явлений.[13] Понятия бывают конкретные и абстрактные. Конкретные понятия отражают предметы, явления, события окружающего мира, абстрактные отражают отвлеченные идеи. Например, «человек», «осень», «праздник» - конкретные понятия; «истина», «красота», «добро» – понятия абстрактные.[14]

Суждение - есть отражение связей между предметами и явлениями или между их свойствами и признаками.[15] Суждения могут быть разных видов, что отображено на рис. 2.

Рис. 2. Виды суждений

Примеры суждений:

· истинное: «Диплом о высшем образовании выдается студенту после нескольких лет успешного обучения в вузе»;

· ложное: «Диплом о высшем образовании выдается ученику после окончания учебы в средней школе»;

· общее: «Все студенты сдают экзамены»;

· частное: «Некоторые студенты пропускают занятия без уважительной причины»;

· единичное: «Студент Иван Разгильдяев дважды провалил экзамен по экономической теории».

Из двух или более суждений можно построить следующую по сложности форму мышления - умозаключение .

Умозаключение - такая связь между понятиями или суждениями, в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем новое суждение.

Примером умозаключения является знаменитый сократовский силлогизм, при помощи которого греческий философ две с половиной тысячи лет назад пришел к печальной мысли, что он когда-нибудь обязательно умрет (рис. 3).

Рис. 3. Структура простого силлогизма[16]

В логике давно известно о существовании трех видов умозаключения: 1) дедукция, то есть умозаключение о частном положении (Сократ смертен) на основании общего положения (все люди смертны); 2) индукция - умозаключение общего положения из частного, обобщение частного случая (например, различные тела расширяются под влиянием тепла; следовательно, тепло расширяет любое тело) и наконец, 3) аналогия - из одного частного случая выводится суждение о другом, похожем частном случае (например, на Земле есть атмосфера и здесь живут люди. На Марсе тоже есть атмосфера. Следовательно, там также должны жить люди).[17]


Программа Е.Н.Лебеденко «Развитие самосознания и индивидуальности»
Программа, «Какой Я?». Развитие самосознания и индивидуальности. Цель программы направлена на развитие самосознания и индивидуальности, эмоциональной сферы и индивидуальных способностей, коммуникативных навыков и социальной активности. Автор предлагает программу, которая предназначена для проведения групповых и индивидуальных занятий с ...

Развитие профориентации в зарубежных странах
Итак, в январе 1908 года в г. Бостоне начало работу первое бюро профориентации молодежи по оказанию помощи подросткам в определении их жизненного трудового пути. Деятельность этого бюро и принято считать началом профориентации . Затем подобное бюро учредили в Нью-Йорке. Там занимались изучением требований, предъявляемых к человеку разли ...

Определение основной проблемы
Очень важно осознать точки соприкосновения конфликтующих сторон и различия между ними, в большинстве случаев различия по-настоящему не осознаются, а сходства оказываются неизвестными. Поэтому желательно выяснить: ¨ как я понимаю проблему? Какие мои действия и какие поступки партнера привели к возникновению и закреплению конфликта? ...