Psfine

Позитивная психология

Материалы » Причины, диагностика и коррекция одиночества личности » Методика коррекции состояния одиночества

Методика коррекции состояния одиночества
Страница 2

Способы формирования различных по своим свойствам отношений тоже различны, поэтому терапию следует проводить поэтапно, давая клиентам сначала основные навыки межличностных отношений, затем навыки формирования качественных, относительно прочных свойств для получения значимой оценки.

1 ступень: навыки получения количественной оценки.

Больше всего пользы в виде чувства нужности, замеченности приносит людям наличие богатых и многообразных социальных связей. Физическое отдаление от людей может поставить личность на грани одиночества, но как известно, так происходит не всегда. Скорее, глубокое эмоциональное переживание одиночества свойственно людям, окруженным социальными связями, но не учавствующим в них. Человек как бы выброшен из общества без видимых для него причин, но внутри социума, но никак этим социумом не отмечен. Другими словами, человек нуждается в том, что бы свойства и качества его личности были замечены и оценены, нереализованная потребность формирует дефицит количественной оценки.

Что же является причиной неудовлетворенности и отсутствия оценки?

Как было сказано выше, чаще всего уже сформированные социальные связи (семья, работа, друзья) со временем теряют такие свойства, как качество и значимость. Ощущение стабильности, безусловного присутствия в жизни этих моделей общения, с одной стороны избавляют от необходимости приобретать новые или подобные контакты, а с другой – обесценивают их. Таким образом, при девальвации значимости отношений и при невозможности или нежелании эти отношения реабилитировать, возникает эмоциональная пустота, не восполнение которой приводит индивида к переживанию одиночества. Стремление удовлетворить потребность в оценке остается нереализованным из-за должных качеств и навыков.

Иногда клиенту достаточно изменить или улучшить свою внешность (лицо, одежда, жесты). Уже сам тот факт, спровоцирует определенное количество внимания к личности, к подобному способу, часто неосознанно прибегают люди на том этапе внутреннего дискомфорта, когда эмоциональная неудовлетворенность еще не переросла в одиночество.

Так же дефицит оценки обусловлен стандартностью и предсказуемостью поведения и образа жизни. Ежедневно попадая в привычные ситуации, обращаясь с одними и теми же людьми, человек сам ограничивает круг возможностей в получении признания и внимания. Даже при низкой адаптивности и коммуникабельности сам факт вхождения в новые социальные модели общения (спортзал, группы по интересам, клубы, новая работа или увлечение) является мощным толчком для формирования качественно нового отношения к себе. Главное, чтобы в этих интересах отношения индивид был желанен либо связан с остальными единым интересом.

Этим сугубо личностным механизмам формирования отношений следует добавить подходы, цель которых помочь индивиду установить новые связи: это тренинг социальных навыков, когнитивно-поведенческая терапия, а также группы купирования застенчивости и повышенной тревожности.

Для многих клиентов, сам процесс прихода в подобные группы, индивидуальные консультации, взаимоотношения внутри коллектива есть достаточный источник количественной оценки. Терапевтические группы полезны и в том качестве, что личность, участвующая в них оказывается в центре внимания, а оценка группы становится качественной формой признания.

Психолог может показать группе клиентов видеозапись того, как надо вступать в разговор, поддерживать телефонную беседу, делать и принимать комплименты и т.д. Нелишними будут навыки регулировки периодов молчания и разговора, невербальных методов общения, мимики. Тренинг должен длиться не менее 10 недель. Каждое занятие группа обыгрывает бытовые ситуации, меняя роли и стиль взаимодействия, а обыгрывает бытовые ситуации, меняя роли и стиль взаимодействия, а после упражнений обсуждает правильность или неправильность выполнения заданий. Такие занятия должны записываться на видеокассету, так что клиенты могут представить себе, что они делали. Занятие заканчивается выдачей домашнего задания, начиная со вступления с незнакомым человеком в беседу и заканчивая попыткой установить добрые и доверительные отношения.

Подобные тренинги, конечно, не меняют саму личность, они скорее определяют способ поведения в стандартных ситуациях и могут помочь в получении достаточного количества оценки. Это необходимый исходный пункт для социально-обеспокоенных и одиноких людей, однако, большее значение имеют навыки углубления отношений и получения более стабильной и весомой формы признания – качественная оценка.

Страницы: 1 2 3 4


Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности условий духовного развития дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края
Воспитание детей историей родного края стало основой педагогического эксперимента по созданию нового типа дошкольного образовательного учреждения «Детский сад – открытая система формирования у детей основ духовности, нравственности и патриотизма». Цель экспериментальной программы являлось: превратить образовательное учреждение в инстит ...

Теоретический анализ возможностей рисуночных методик при работе в группе с подростками зависимыми от психоактивных веществ. Взгляды отечественных и зарубежных психологов на проблему изучения подрост
Особенности подросткового возраста широко рассматриваются как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Многосторонний анализ подросткового возраста в европейской и американской психологии развития, несмотря на одностороннюю, в основном натуралистическую, биологизаторскую трактовку этого периода жизни, составляет необходимый фон д ...

Ценностные ориентации личности как смысловая основа развития дисциплинированности у сотрудников
Для социальной психологии особенно важными являются вопрос места и роли ценностей в генезе личности, процесс освоения личностью социальных ценностей, роль ценностей в познании человеком социального мира, а также процесс ценностного регулирования социального поведения. Под ценностями, как правило, понимаются некие идеальные цели общества ...