Psfine

Позитивная психология

Материалы » Межличностное взаимоотношение подростков в классном коллективе » Практические рекомендации социальному педагогу по коррекции межличностных взаимодействий подростков в классном коллективе

Практические рекомендации социальному педагогу по коррекции межличностных взаимодействий подростков в классном коллективе
Страница 1

Всю работу социального педагога можно условно разделить на три направления:

1.Индивидуальная работа с учащимися: проведение бесед, тренингов и др. с целью повышения самооценки подростка, его самоутверждения в классе, укрепления чувства «мы».

При проведении индивидуальной работы необходимо учитывать требования:

Безопасный диалог возможен только в атмосфере взаимного доверия: если ребенок не доверяет взрослому, он не придет к нему за помощью и не примет ее даже в самой трудной ситуации; всерьез его проблемы, вряд ли он сможет оказать ему сколько-нибудь существенную помощь в решении этих проблем.

Взаимное доверие предполагает наличие у педагога установки на оказание индивидуальной помощи, а у воспитанника готовности ее принять, пойти на добровольный контакт со взрослым, стремление найти у него понимание и поддержку.

В первую очередь, это его позитивная «Я-концепция»: человек, не уверенный в себе, воспринимающий себя негативно не сможет вселить в другого оптимизм и готовность преодолевать трудности с верой в себя.

Умение поддерживать и развивать теплые, доверительные взаимоотношения с воспитанником, создавать у него чувства открытости и свободы в общении показать насколько важны для взрослого его личные проблемы.

Особое значение в диалоге с подростком имеет чувство юмора взрослого.

Индивидуальная помощь будет более эффективной, если педагог обладает достаточным методической компетентностью, то есть владеет методиками контактного взаимодействия, умеет вести индивидуальную беседу, использовать психолого-педагогические коммуникативные приемы.

Гармоничное сочетание личностного, дифференцированного, возрастного и индивидуального подходов.

2. Работа с семьей:

Беседы с родителями, семейное консультирование

Выявление проблем между подростками и родителями через различные виды тестов, анкеты и т.д.

Проведение совместных мероприятий (спортивных, интеллектуальных, развлекательных) с целью обогащения коммуникативного пространства класса и укрепления благоприятного микроклимата в семьях.

Трудотерапия (выполнение общественных поручений на дому совместно с родителями)

Организация работы в «родительских» группах.

При работе с родителями социальному педагогу желательно придерживаться следующих принципов для построения конструктивного диалога:

Принцип равноправия: и социальный педагог, и родители школьника являются равноправными субъектами взаимодействия, направленного на решение его возрастных задач и индивидуальных проблем. Преимущество социального педагога – его профессионализм. Преимущество родителей – опыт семейного воспитания и лучшее знание ребенка, поэтому ни та, ни другая сторона не должна диктовать свои условия и осуществлять «пристройку сверху».

Принцип безопасного диалога: достижение общей цели родителями школьника и социальным педагогом возможно только в атмосфере взаимного доверия и отсутствия страха друг перед другом. Молодому социальному педагогу следует не бояться родителей учеников, маскируя свой страх поучительным тоном или дистанцированием от них, а спокойно и достойно разъяснять свою позицию и свои цели, согласовывая их с позициями и целями другой стороны.

Принцип «поля пересечения»: если социальному педагогу удастся показать родителям школьника, что он искренне хочет добра их ребенку, что он заинтересован в его успехе и благополучии, то они рано или поздно примут его позицию и будут открыты для диалога.

Принцип «точки опоры»: точкой опоры сотрудничества социального педагога с семьей школьника может быть только безусловное принятие его социальным педагогом. Эти принятие выражается в том, что социальный педагог видит и называет родителям ребенка в первую очередь его достоинства, а не недостатки. Последние же должны не констатироваться и предъявляться в виде обвинения родителям и школьнику, а рассматриваться в качестве проблемы, требующей совместного поиска путей решения.

Принцип конструктивности: любое взаимодействие социального педагога с родителями воспитанника должно иметь четкую цель и определенный результат: всякий беспредметный разговор и пустая трата времени могут вызвать у родителей чувство раздражения и нежелание продолжать сотрудничество.

Принцип оптимизма: какой бы сложной ни была проблема ребенка, каким бы неприглядным ни выглядел его поступок, социальный педагог не должен опускать руки и демонстрировать его родителям полное разочарование и неверие в лучшие изменения. Оптимистическая вера в воспитанника и стремление помочь ему в любой ситуации – основа индивидуальной помощи, осуществляемой социальным педагогом вместе с родителями.

Конечно, даже знание названных выше принципов не гарантирует успеха сотрудничества социального педагога с семьями школьников, ведь эти принципы обозначают самые общие, стратегические подходы к их взаимодействию, а каждый конкретный случай требует тщательного продумывания тактики социального педагога в зависимости от индивидуальных особенностей школьника и его родителей.

Страницы: 1 2


Картотека — лишняя забота?
Применение различных картотек очень популярно в современной научной работе. Удобство работы с картотеками очевидно: она емка и компактна, в ней легко переставить карточки или при необходимости дополнить ее без нарушения порядка. Обычно карточки на литературу составляют по определенному, строго установленному образцу. Для лучшей сохранно ...

Виды общения
Виды общения по средствам: 1) вербальное общение — осуществляется посредством речи и является прерогативой человека. Оно предоставляет человеку широкие коммуникативные возможности и гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить; 2) невербальное общение происходит с помощью мимики, ...

Плохое изложение - ступень к разногласию.
Не легко выражать свои мысли ясно. Те, кто со всеми «ладит», чаще всего неспособны никому отказать и в конце концов начинают чувствовать себя так, будто другие их постоянно используют - эта ситуация отнюдь не способствует успешной работе коллектива. Такой человек нередко удивленно обнаруживает, что другие начинают его больше ценить и ...