Psfine

Позитивная психология

Материалы » Самоорганизация студентов первого курса » Планирование или регулирование?

Планирование или регулирование?
Страница 1

После того, как определены основные занятия и известно сколько времени занимает каждое из них — пора приступить к планированию. Планирование часто представляется целью всей работы, основным завершающим звеном. Всем, кто приступал к планированию, кажется, что если будет план, то исчезнет проблема выбора дел и жизнь станет упорядоченной. План выступает как бы "внешней" силой, способной уменьшить нашу неорганизованность. Может быть, вы уже и пытались организовать свое время, составляли всякого рода планы — на день, на неделю, на год, на летние каникулы и т. д. Но, несмотря на все усилия строго их выполнять, результаты, как правило, были неудачны. Это, вероятно, вызывало отчаяние и приводило к убеждению, что жить и учиться по определенному распорядку практически невозможно. И может быть, дело не только в том, что подобного рода попыткам обычно не предшествует изучение затрат личного времени, но и в отношении к плану, который, будучи составленным, наделяется (нами же) "сверхъестественной" силой: будто мы должны служить ему, а не он нам. Мы словно не хотим быть свободными в отношении времени, придумывая всякого рода планы, распорядки, которые якобы организуют нас "извне".

Но ведь любые действия человека должны быть прежде всего осмысленными, и надо уметь самоорганизовываться "изнутри", чтобы мелкие повседневные дела, как ручейки, сливались в реки наших целей, а цели образовывали море нашей жизни. Но в том-то и вся беда, что в ежедневной "текучке", мелких заботах мы не видим, куда ведут нас и какой цели служат наши повседневные дела. Такому "видению" собственных целей, большей осознанности смысла ежедневных занятий и поступков способствует анализ (на основе самонаблюдения) использования времени. В цепочке: анализ времени — определение нормы времени на каждый вид работы — планирование

, пожалуй, наиболее важным, как ни странно, является — анализ времени (а ведь очень часто "учет и анализ рассматривают лишь как средство для планирования).

Благодаря самонаблюдению мы получаем новые данные о самом себе, ведь учет времени — это разновидность самопознания.

Только через самоанализ мы можем освободиться от "власти" времени и диктата расписания дня и научиться управлять собой.

Когда говорят о планировании времени, обычно вспоминают А. А. Любищева — советского ученого, биолога и философа, оставившего оригинальные исследования в самых различных областях науки. Но самое удивительное, что он оставил, — это система учета

(а не планирования) времени, по которой он жил и работал. На протяжении десятков лет, начиная с юности, (ежедневно) А. А. Любищев будто ставил над собой жесткий эксперимент, стараясь следить, на что же уходит время жизни, и делая отметки о каждом своем часе. Он почти никогда не жаловался на нехватку времени, которого с годами у него становилось как бы все больше. Важно знать, что А. А. Любищев не столько планировал свою жизнь, сколько учитывал ее. Даниил Гранин, написавший о Любищеве книгу "Эта странная жизнь", отмечает, что время, затраченное ученым на учет и отчеты о сделанном, значительно больше времени, потраченного им на планирование.

Приведенная выше цепочка учет: (анализ) — нормирование — планирование

обретает смысл лишь тогда, когда она замыкается и повторяется, когда вслед за планированием времени вновь идет анализ и т. д. Только при этом условии вы сможете завтра действовать эффективнее, чем вчера.

Страницы: 1 2


Метод «Цветовая социометрия»
Цель: Исследование эмоционально-непосредственных межличностных отношений ребенка с окружающими. Подготовка: Подготовить цветовое поле в виде шахматной доски (5 и 5 рядов-квадратов), которая состоит из 13 цветовых и 12 белых квадратов в следующем порядке: 1-й ряд: черный, белый, синий, белый, черный квадраты; 2-й: белый, зеленый, белы ...

Практические рекомендации по коррекции тревожности у детей подросткового возраста
Разработанные нами практические рекомендации по коррекции тревожности мальчиков и девочек подросткового возраста и создание на их основе специального психологического метода коррекции тревожности, отвечающего современным психометрическим критериям, что является особо важным для практики современного психолога. В качестве коррекционных з ...

Работа с одаренными детьми
Потребность одаренных детей в эмоциональном комфорте очень велика, особенно в признании и осознании собственной цены. Способность детей к большому количеству и смене восприятий порождает и уязвимость, которая связана с повышенной чувствительностью. "Их концентризм приводит к тому, что они относят все происходящее на свой счет. Иног ...