Psfine

Позитивная психология

Мыслители и художники

Широко распространено мнение, что "правильное", "собственно интеллектуальное" мышление может совершаться только посредством анализа и синтеза. Мы хотели бы предостеречь от этого неверного и даже в определенной мере вредного тезиса и обозначить роль образного мышления. Известный психолог Арнхеим демонстрирует особенности этих типов мышления на следующем примере: "Петру и Павлу задали одну и ту же задачу: "Сейчас 3 часа 40 минут; сколько времени будет через полчаса?" Петр поступает так: он помнит, что полчаса — это тридцать минут: поэтому надо 30 прибавить к 40. Так как в часе только 60 минут, то остаток в 10 минут перейдет в следующий час. Так он приходит к ответу: 4 часа 10 минут.

Для Павла час — это круглый циферблат часов, а полчаса — половина этого круга. В 3 часа 40 минут минутная стрелка стоит под косым углом слева на расстоянии двух пятиминутных делений от вертикали. Взяв эту стрелку за основу, Павел разрезает диск пополам и попадает в точку, которая находится в двух делениях справа от вертикали, на противоположной стороне. Так он получает ответ и переводит его в числовую форму: 4 часа 10 минут" [17, с. 97].

И Петр, и Павел решали эту задачу мысленно. При этом Петр решал ее логически, а Павел — образно. При образном мышлении человек видит ситуацию целиком и ее отдельные элементы. По ходу решения задачи эти элементы изменяются, перестраиваются, трансформируются; внимание переключается; вводятся новые функции и вскрываются новые взаимосвязи. Такое мышление посредством операций над образами называется образным мышлением.

У каждого из вас в большей или меньшей степени развито и образное, и логическое мышление. Но все ли осознают ценность образного мышления? Не принижаете ли вы его значение? Да, стройный ход рассуждений, последовательность посылок и выводов, заключений — необходимая составляющая грамотного мышления. Но давайте вспомним некоторые факты из истории науки.

Известно, что дифференциальное и интегральное исчисление открыли одновременно Ньютон и Лейбниц. "Ньютон воспринимал мир картинно, образно. Он сам сравнивал себя с ребенком, бродящим по берегу необозримого океана истины, которому удалось найти несколько красивых раковин, вынесенных на берег океаном, то есть расшифровать кое-какие законы природы, в то время как весь океан колышется перед его глазами и цепко держит все множество своих тайн. Лейбниц же — ярко выраженный логик. Он мечтал о времени, когда один из спорящих может сказать другому: "Ну что ж, проверим, милостивый государь, кто у нас прав, — вычислим!". И это — не единственный случай из истории науки. Так, аналитическую геометрию открыли также двое: Декарт, мыслящий образами и Ферма, оперирующий формулами; теория функций комплексного переменного была открыта Риманом и Вейерштрасом. Примеры можно продолжать. Важно, чтобы вы поняли главное: в познании мира, в постижении истины у каждого свой путь. Постарайтесь доверять своим способностям, идите своим путем, но не забывая при этом и не отрицая других путей!" [18, с. 126].


Простой способ произвести хорошее впечатление.
Вы должны испытывать радость от общения с людьми, если хотите, чтобы люди испытывали радость от общения с вами. По словам заведующего отделом найма большого нью-йоркского универсама, он скорее принял бы на работу девушку-продавщицу, не закончившую начальную школу, но обладающую улыбкой, чем доктора философии с постным лицом. По утв ...

Вывод
1. Рассматривая межличностные отношения можно сделать вывод, что межличностные отношения – субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах межличностного взаимодействия, т.е. взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе их совместной деятельности и общения. Межличностные от ...

Стадии развития команды
Основные стадии развития группы: Теория развития малых групп Такмана предполагает следующие последовательные этапы формирования команды: С точки зрения способности/замотивированности, группы бывают следующих типов: Способная Не способная Замотивированная 4 | ПОЛНОСТЬЮ СПО­СОБНАЯ И ЖЕЛАЮ­ЩАЯ ВЫПОЛНИТЬ РА­БОТУ ...