Зависимость переживания состояния одиночества от возрастных особенностей личностиСтраница 6
Выводы
Одиночество – совокупность и взаимодействие различных эмоций и чувств, образующих механизм переживания одиночества. Одиночество – показывает разрыв связей внутреннего и внешнего мира личности.
Одиночество - специфическое переживание личностью неадекватности количества, качества и значимости оценки ее экспектациям. Оценка – признание качеств и свойств личности. Свойства оценки: количество, качество, значимость. Собственные желания и осознание личных качеств формирует у индивида ожидаемую реакцию со стороны социума на свои действия – т.е. ожидаемую оценку.
Одиночество может проявляеться в двух формах: желаемое и вынужденное. Вынужденное одиночество переживается индивидом при неудовлетворении уровня его ожидаемой оценки. Желаемое одиночество переживается индивидом при переизбытке оценки по сравнению с ожидаемой. Иногда ожидаемая оценка адекватна самооценке, но в отличии от нее ожидаемая оценка ситуативна и опирается на ожидание общепринятой реакции внутри социально обусловленной модели общения.
Недостаток оценки, провоцирующий переживание одиночества – результат стиля поведения и образа мыслей, идущих в разрез с общепринятыми, привычными стереотипами, ввиду чего затрудняющими полноценное социальное общение. Переизбыток оценки – результат индивидуально-психических особенностей, предполагающих низкий уровень ожидаемой оценки, либо демонстративного, привлекающего внимание поведения.
При неполучении ожидаемой оценки, одиночество проявляется вначале в виде симптомов (тоска, жалость к себе, печаль, чувство неоцененности и ненужности и т.д.), причем индивид осознанно или неосознанно пытается заметить или реабилитировать источник оценки. В случае продолжительного дефицита оценки и увеличивающемся, в связи с этим внутренней дисгармонии, одиночество переживается остро, переходя в дальнейшем в стабильное состояние.
Для купирования состояния одиночества предложены способы усовершенствования способности к установлению контактов с другими людьми. Рекомендуется создавать специальные условия, при которых легче завязать знакомство, например, сформировать группы по интересам для холостяков и незамужних, дать одиноким представление об одиночестве в лекциях и публикациях с тем, чтобы их не пугали так сильно собственные переживания.
Одиночество можно смягчить так, что ситуации, породившее его, будут казаться не внушающими более опасения. Субъективное восприятие одиночества – функция не только объективных характеристик ситуации, сколько степени комфортности, которой гарантируется, что человек будет нормально чувствовать себя в этой ситуации. Усиление чувства одиночества, а интенсивная поддержка чувства собственного достоинства у человека – способом коррекции.
Наиболее эффективным видом коррекции У.А Сандлер и Т.Б. Джонсон считают консультации с учетом особенностей измерения, в котором одиночество переживается: «люди, страдающие космическим одиночеством, должны использовать консультации по духовному общению и религиозные консультации, подверженные социальному одиночеству – прибегать к аутотренингу или группам психотерапии».
Художественная перцепция как процесс познания человека школьником
Искусство – своего рода полигон для развития эмоционально-волевых, мотивационных и других аспектов личности. Мы учимся чувствовать, хотеть, относиться к другим людям через искусство. Мы учимся быть людьми через искусство.
А.А.Леонтьев
Знания о человеке вообще и о себе, в частности, субъект черпает из самых различных источников, среди ...
Рисуночные методики как метод психотерапии
Теоретическая база рисуночных методик первоначально была весьма слабой и в течение нескольких десятилетий формировалась как эмпирическая область деятельности. Психодинамическое направление в целом обогатило теоретический арсенал данного подхода ряда фундаментальных понятий и позволило разработать важные теоретические представления, каса ...
Отбор учащихся для участия в экспериментальной работе
Для создания экспериментальной группы, проанализировав индивидуальные данные (см. таблицу 5), полученные с помощью психодиагностики, были отобраны 9 учеников 2 «А» класса, имеющие уровень развития долговременной и кратковременной памяти ниже среднего. С ними будет проведена коррекционная работа по развивающей программе во время промежут ...