Зависимость переживания состояния одиночества от возрастных особенностей личностиСтраница 3
К чувству одиночества особенно чутки подростковый и юношеский возрасты. Английский психолог Д. Колмэн предлагал 11-13 и 15-17 - летним мальчикам и девочкам дописать неоконченные предложения :»Когда нет никого вокруг » и «Если человек один ». Их ответы затем классифицировались на положительные (например: «Когда нет никого вокруг, я счастлив, потому, что могу делать что хочу») и отрицательные (например: «Если человек один, он начинает нервничать»). Оказалось, от подросткового возраста к юношескому число положительных суждений растет, а негативных – уменьшается. Если подросток боится остаться один, то юноша начинает ценить уединение. То есть если дети обычно трактуют понятие одиночества как некое физическое состояние («нет никого вокруг»), то подростки наполняют его психологическим смыслом, приписывая ему не только отрицательную, но и положительную ценность
Но как противоречивы эти переживания, как тонка грань между благодетельным уединением и тягостным одиночеством! Осознание непохожести на других одновременно радует и пугает подростков, а чувство непонятности и одиночества. Обыденное сознание склонность считать самым одиноким возрастом старость, когда человек теряет близких, вынужденно оставляет привычную деятельность и т.д. Но как ни трагичны эти переживания, с возрастом человек научается согласовывать уровень своих притязаний и возможностей и приобретает необходимые коммуникативные навыки, облегчающие жизнь даже в самых тяжелых ситуациях. Юность этого не умеет. По данным многочисленных массовых опросов, острее и чаще всего испытывают одиночество самые молодые 12- 16- и 20-летние. При этом они не знают, что такие переживания массовы.
Когда при изучении юношеской дружбы просили большую группу старшеклассников описать с помощью стандартного набора качеств своего типичного сверстника. А затем – самих себя, оказалось, что и юноши, и девушки кажутся себе более одинокими и чувствительными, нежели их сверстники. При более детальном анализе выясняется, что подростки очень часто называют одиночеством вульгарную скуку, неумение занять себя, отсутствие «своей» компании. Мрачные настроения чаще всего возникают у них в конце недели, в периоды не занятости досуга или при переходе в новый учебный или производительный коллектив.
Старший школьный возраст (15-17) лет определяется тем, что «ценность» родителей и старших авторитетов опять возрастает и приобретает осознанный характер. Очень важной в этом возрасте становится дружба. Значимость друга в этот период выше, чем когда-либо до и после. Очень важным становиться вопрос самоопределения Человек помогающий, советующий и авторитетный – тоже очень мощный источник оценки. Мнение окружающих может быть не столь важно, но его отсутствие тоже пагубно. Неспособность, неуверенность и страх в определении своего будущего может вызвать изменение в эмоциональной и психической сфере жизни и привести к одиночеству.
С другой стороны повышенное внимание, и поощрение, и в младшем возрасте, могут спровоцировать негативные переживания. Демонстративная личность – хронически одинокая личность. Она озабочена постоянным притоком необходимого количества оценок. Привычка быть первым, быть на виду несет за собой переживание одиночества, в случае неудовлетворения ожидаемой оценки. Огромные усилия тратятся на добывание этой оценки в ущерб самообразованию, самосовершенствованию.
Дайте понятие о чувствах и эмоциях. Раскройте формы переживания чувств
В зависимости от глубины, интенсивности, длительности и степени дифференцированности можно выделить следующие виды эмоциональных состояний: чувственный тон, собственно эмоции, аффект, страсть, настроение.
1. Чувственный, или эмоциональный, тон — это простейшая форма эмоций, элементарное проявление органической чувствительности, сопрово ...
Функции
и физиологические механизмы
Память выполняет две основные функции: отражательную и регулятивную.
1. Память отражает прошлое, создает его мнемический образ и тем самым позволяет сохранять и передавать не только опыт субъекта, но и опыт прошлых поколений.
2. Память является основой любой деятельности и поведения субъекта, поскольку включена во все уровни, формы и ...
Теоретическое осмысление
В основу концепции мотивационного тренинга положено представление о том, что тренинг должен быть мотивирующим. После тренинга его участники должны не только уметь использовать то новое, что они получили в тренинге, но и стремиться использовать новое знание и новый опыт.
Тренинг обращен к тем, кто управляет людьми и в своей деятельности ...