Зависимость переживания состояния одиночества от возрастных особенностей личностиСтраница 2
Дошкольное детство – период, когда ребенок открывает для себя мир человеческих отношений. Рождается ролевая игра, предполагающая определенное взаимодействие и правила. В поведении ребенка появляются механизм эмоционального предвосхищения. Появляются новые мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием, мотивы достижения успеха, соревнование, соперничество.
Одна из линий развития самосознания – осознание своих переживаний. В конце дошкольного возраста ребенок ориентируется в своих эмоциональных состояниях. Не принятие его в игру, неудачи в деятельности, неудовлетворенные отношения с родителями и деятельности, неудовлетворенные отношения с родителями и сверстниками он может выразить словами : «я рад», «я огорчен», «я сердит».
До этого момента, понятие «одиночество» не присутствовало в жизни ребенка, хотя отдельные эмоциональные проявления имели место. С приходом в школу, ребенок ощущает себя в новых, непривычных условиях с другими ценностями и авторитетами, и осознает себя частью коллектива. В этих новых условиях может появиться тревожность как результат постоянного недовольства со стороны учителя и родителей, демонстративность – особенность личности, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих или «уход от реальности» – если у ребенка демонстративность сочетается с тревожностью.
Как видно недостаток, как и переизбыток внимания (оценки) ведет к отстраненности ребенка от реальности, уходу в себя, т.е. одиночеству.
Но сейчас в 7 лет переживание не определяется как одиночество. Прейдет время и окружающие научат, что отрицательные, неприятные эмоции связанные с несоответствием общих правил поведения с желаемым – называется одиночество.
Пики возможного, острого и частого переживания одиночества попадают на возрастные кризисы, обусловленные той самой переоценкой ценностей.
В семь лет возникает внутренняя жизнь ребенка, определяющая несоответствие, конфликт внешней ситуации и собственными представлениями о ней. Появляется понятие – «оценка». Ребенок не только выполняет свою работу, но и учиться ее оценивать.
Отношение к себе в значительной мере определяется у ребенка семейными ценностями. Дети с завышенной самооценкой – воспитываются по принципу кумира в семье, осознавая свою исключительность. Их очень ранит если окружающие не уделяют ему привычного внимания. Дети с пониженной самооценкой – менее активны и не претендуют на участие в их жизни. Необходимо обращать внимание на то, что для ребенка ценно в том возрасте, а что неважно. Пренебрежение, как и идолопоклонство могут сформировать склонность или привычку переживать одиночество.
Возникновение следующего возрастного кризиса зависит от полового созревания и перестройки организма ребенка. И может возникнуть и в 11 и в 13 лет. Эмоциональная нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, проявляющееся в потребности в привязанности, любви, поддержке, самоуважении.
Среди многих личностных особенностей, присущих подростку, особо выделяются, формирующееся у него чувство взрослости и «Я - концепции» : Он претендует на роль взрослого, имеющего свои взгляды. Мнение группы для него важнее мнения родителей и даже своего собственного.
В этот период родители и учителя теряют свою ценность источники оценки, и если в младшем школьном возрасте необходимее и значимее была именно их оценка, то в подростковом возрасте одиночество неосознанно купируют отношениями со сверстниками, внутри неформальных групп, а также с противоположным полом. Не приятие в группу, неуспех у противоположного пола - это отсутствие качественной и значимой для личности оценки.
Психические познавательные процессы
Наиболее изученными в психология являются познавательные процессы — ощущение, восприятие, память и мышление, которые всё более рассматриваются как различные моменты, виды и формы предметной деятельности субъекта, функционально или генетически связанные с внешней деятельностью, с практикой. Это выразилось в развитии исследований мышечных ...
Методика Спилбергера-Ханина « определение тревожности педагогов и
медработников»
Было проведено исследование реактивной и личностной тревожности Спилбергера – Ханина на педагогах и медработниках. В тестировании приняло участие 30 респондентов разного возраста.
ЦЕЛЬ: проверить действительно ли тревожность педагогов выше, чем у медработников, работающих с детьми.
Шкала реактивной и личностной тревожности (ШРЛТ) имее ...
Теоретические основы психолого-педагогической подготовки специалистов БЖД. Сущность, основные задачи и методы психолого-педагогической
подготовки специалистов БЖД
Психологическая подготовка - проблема и психологическая, и педагогическая. Психологическая – потому что в процессе тренировки в единстве с теоретической, технической, тактической, физической и морально-политической подготовкой и на их основе формируется психическая готовность к работе в экстремальных ситуациях [6].
Педагогическим аспек ...