Psfine

Позитивная психология

Рисуночные методики как метод психотерапии
Страница 1

Теоретическая база рисуночных методик первоначально была весьма слабой и в течение нескольких десятилетий формировалась как эмпирическая область деятельности. Психодинамическое направление в целом обогатило теоретический арсенал данного подхода ряда фундаментальных понятий и позволило разработать важные теоретические представления, касающиеся природы художественного творчества и эстетического опыта, а так же восприятие продуктов творческой деятельности самим автором и другими людьми. Принципиально важно и то, что психоаналитическая модель психотерапевтических отношений была взята за основу при разработке разных видов работы с рисуночными методиками с различными группами пациентов.

Психоанализ с самого начала своего появления стал обращаться к анализу изобразительного творчества. Это связано с представлением о том, что спонтанная изобразительная деятельность способна выражать неосознаваемые содержания психической жизни. Согласно Фрейду, изобразительное творчество имеет много общего с фантазиями и сновидениями , так как ,подобно им, выполняет компенсирующую роль и снимает психическое напряжение, возникающие при фрустрации инстинктивных потребностей. Он является компромиссной формой их удовлетворения, осуществляющего не в прямом, а в опосредованном виде, а потому рассматривается Фрейдом как вариант невроза и связывается им с регрессией к инфантильным состояниям сознания.

Теория Фрейда, предложив новые концептуальные возможности для объяснения психологии изобразительного искусства с позиции представлений о бессознательном и сублимации, оказалась малопродуктивной для объяснения его положительных моментов.

Последователи Фрейда неоднократно пытались разобраться в природе изобразительного творчества, используя новые способы для его анализа.

Е. Крис предположил, что есть некоторые общие особенности, характеризующие творческое воображение. Они включают ограничение функций сознания, высокую эмоциональную заряженность образов, а так же наличие механизмов для разрешения проблем на визуальном уровне.

А.Фрейд проводит параллель между изобразительным творчеством и психоаналитической работой. И для того, и для другого свойственен стадийный характер.

Теория Юнга, хотя и связанная с психоанализом фундаментальным понятием бессознательного, существенно отличается от него. Юнг в отличии от Фрейда, рассматривал изобразительное творчество как чрезвычайно важный инструмент для реализации самоисцеляющих возможностей психики. Творчество связывается им не столько с личным бессознательным, сколько с коллективным бессознательным. Творчество выступает и как инструмент самоисцеления и как важный фактор в достижении всеобщей гармонии и духовного баланса той или иной эпохи. Другое важное отличие Юнга от Фрейда касается различного понимания ими символов и их роли в изобразительном творчестве.

Краткий обзор психоаналитической литературы показывает большое разнообразие взглядов на природу изобразительного творчества и их постепенное изменение на протяжении нескольких последних десятилетий.

Гуманистическая психология и психотерапия также внесли определённый вклад в развитии рисуночных методик. Для гуманистического подхода наиболее важным представляется поиск новых форм опыта, ведущих к развитию личности и изменения качества сознания с влиянием гуманистического подхода. Благодаря гуманистическому подходу стали не редки группы однократных встреч, группы с «погружением» рассчитанные на несколько дней интенсивного тренинга с применением рисуночных методик, а так же тематически ориентированные группы.

Страницы: 1 2


Объем кратковременной памяти и внимания у школьников
Для представления общего состояния объема кратковременной памяти у школьников на сегодняшний день данные представлены в виде диаграммы (рис. 3). Рисунок 3 – Показатели объема кратковременной памяти Из диаграммы видно, что у большей половины (57 %) школьников объем кратковременной памяти ниже среднего. На втором месте (31 %) объем па ...

Экспериментальное исследование индивидуальных психологических особенностей и особенностей произвольной саморегуляции и стресс-совладающего поведения. Методы диагностики индивидуальных психологически
В первой главе мы теоретически обосновали важность проблемы взаимосвязи индивидуальных психологических особенностей и особенностей произвольной саморегуляции и стресс-совладающего поведения. Исходя из этого, нами было проведено исследование, в ходе которого было необходимо осуществить диагностику, которая позволяет выявить, какие черты ...

Профессиональная ориентация молодежи как основа правильного профессионального самоопределения. Основные понятия в системе профессиональной ориентации
Для рассмотрения понятия «профессиональной ориентации» необходимо определить круг понятий, так или иначе связанных с профориентацией, и дать им определения. В первую очередь рассмотрим понятие «профессия ». Е.А. Климов предлагает четыре подхода к определению данного термина: 1) область приложения сил человека, то есть область, в которо ...