Psfine

Позитивная психология

Материалы » Межличностные отношения и общение » Теоретические подходы к исследованию общения

Теоретические подходы к исследованию общения

Информационные подходы

базируются на трех основных положениях:

1) содержание информации может быть преобразовано в различные символы;

2) человек является своеобразным экраном, на который «проецируется» передаваемая информация после ее восприятия и переработки;

3) существует некое пространство, в котором взаимодействуют дискретные организмы и объекты ограниченного объема. В рамках информационного подхода было разработано две основные модели:

1) модель К. Шеннона и В. Вивера,

представляющая изменения сообщений в различные изображения, знаки, сигналы, символы, языки или коды и их последующую декодировку. Модель включала пять элементов, организованных в линейном порядке: источник информации—передатчик информации (шифратор)— канал для передачи сигналов — приемник информации (дешифратор) — получатель информации. Позже она была дополнена такими понятиями, как «обратная связь» (отклик получателя информации), «шум» (искажения и помехи в сообщении при его прохождении по каналу), «фильтры» (преобразователи сообщения, когда оно достигает шифратора или покидает Дешифратор) и др. Основным недостатком

этой модели явилась недооценка других подходов в изучении проблемы общения;

2) модель коммуникационного обмена,

которая включала:

а) коммуникационные условия;

б) коммуникационное поведение;

в) коммуникационные ограничения выбора стратегии общения;

г) критерии интерпретации, определяющие и направляющие способы восприятия и оценки людьми своего поведения по отношению друг к другу.

Интеракциональные подходы

—рассматривают общение как ситуацию совместного присутствия, которая взаимно устанавливается и поддерживается людьми при помощи различных форм поведения и внешних атрибутов (внешности, предметов, обстановки и т.п.). В рамках интеракционных подходов было разработано пять моделей организации общения:

1) лингвистическая модель,

согласно которой все взаимодействия образуются и комбинируются из 50-60 элементарных движений и поз тела человека, а поведенческие акты, сформированные из этих единиц, организуются по принципу организации звуков в словах;

2) модель социального навыка

основывается на идее научения общению в самом общении;

3) равновесная модель

предполагает, что любое изменение поведения обычно компенсируется другим изменением, и наоборот (например, диалог — монолог, сочетание вопросов и ответов);

4) программная модель социального взаимодействия

постулирует, что общая структура межличностного взаимодействия порождается благодаря действию по крайней мере трех видов программ:

а) программы, имеющей дело с простой координацией движений;

б) программы, контролирующей изменение видов активности индивидов в ситуации, когда возникают помехи или неопределенности;

в) программы, управляющей комплексной задачей мета-общения.

Эти программы усваиваются индивидами по мере научения и позволяют организовывать разнородный поведенческий материал. Они «запускаются» в зависимости от содержательного контекста конкретной ситуации, задачи и социальной организации;

5) системная модель

рассматривает взаимодействие как конфигурацию систем поведения, управляющих обменом речевых высказываний и использованием пространства и территории взаимодействия.

Реляционный подход

строится на том, что общение — это система взаимоотношений, которые люди развивают друг с другом, с обществом и средой обитания, в которой они живут. Под информацией же понимается любое изменение какой-либо части этой системы, вызывающее изменение других частей. Люди, животные или другие организмы являются неотъемлемой частью процесса общения с момента рождения до момента смерти [28;32].


Распределение ролей в команде
В современном бизнесе существует два основных подхода к созданию команд. Первый основывается на укреплении и развитии команд, образовавшихся естественным образом (так называемый team building). Второй подход более сконцентрирован на принципах проектирования команды и распределения в ней ролей. Главной целью второго подхода является пов ...

Юридическая психология - отрасль психологической науки
Психология - это наука, изучающая закономерности и механизмы психической деятельности людей. Название науки "психология" происходит от греческих слов: "психе" (душа), "логос" (учение), то есть наука о душе, точнее, о внутреннем, субъективном мире человека[1]. Термин "психология" был предложен неме ...

Из жизни первокурсника
Итак, вы поступили в вуз. Улеглась первая бурная радость по поводу зачисления, и вы окунулись в совершенно новую жизнь, которая является для вас незнакомой, непривычной и даже, возможно, слегка пугает. Теперь вы — студент. Из художественной и мемуарной литературы, из воспоминаний старших вы знаете, что студенческая жизнь — очень интерес ...