Сущность и функции внимания
Внимание
- это характеристика психической познавательной деятельности, которая выражается в способности человека к сосредоточению на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, явлении, идее, мысли) и проявляется в избирательном восприятии значимых в текущий момент раздражителей при игнорировании других.
От внимания зависит успех любой деятельности.
В любой деятельности (умственной и физической) внимание опережает действия. Оно оказывает организующее влияние на все познавательные процессы. Невозможно представить себе мыслительный процесс, касающийся одного объекта, если внимание сосредоточено совершенно на другом. Аналогичные ситуации складываются и относительно восприятия, памяти, воображения и речи [1].
Ряд психологов до сих пор не признают за вниманием самостоятельного статуса. Для этого у них есть некоторые основания. Во-первых, внимание проявляется внутри всех познавательных процессов, постоянно идет как бы «под руку» с ними. Во-вторых, оно не является «владельцем» таких энергетически мощных центров в коре головного мозга, как зрительные и другие виды ощущений. Однако установлено, что внимание имеет свои свойства и, что более важно, представлено на уровне высших психических функций особыми анатомо-физиологическими структурами [6].
К основным функциям внимания относятся:
– избирательность;
– целенаправленность;
– активность.
Функция избирательностивнимания реализуется через выделение из всей поступающей информации лишь той, которая важна человеку именно в данный момент. Успех в решении текущих задач во многом обусловлен качеством выполнения именно этой функции. Именно она обеспечивает «помехоустойчивость» сознания.
Функция целенаправленностисостоит в сосредоточении внимания на предмете деятельности, его удержании и переключении. Ведь любая деятельность обладает характерной рабочей структурой, обусловленной технологией ее выполнения (относительно самостоятельными блоками, технологическими фрагментами, последовательностью выполнения рабочих операций и их иерархией). Если исполнителю во время работы удается своевременно переключать и прочно удерживать внимание на всех этих элементах, его ждет успех.
Функция активностинаправлена на поддержание работоспособности человека через рациональное распределение интенсивности, прочности внимания во время выполнения элементов деятельности. Даже при чтении учебника студент распределяет внимание неравномерно между отдельными фрагментами текста. При этом иногда ему приходится делать над собой усилие, чтобы данный фрагмент не был обойден вниманием, а в некоторых случаях это осуществляется как бы само собой.
Внимание принимает участие в процессах памяти
, оказывая помощь познавательным процессам в воспроизведении, восстановлении или формировании образа объекта. Благодаря вниманию из памяти извлекаются наиболее актуальные в данный момент времени образы объектов (предметы, люди, даты, звуки и др.).
Регулирующая роль внимания проявляется в мышлении
: пока осуществляется мыслительная деятельность, в сознании благодаря вниманию удерживаются мысли, непосредственно относящиеся к этой деятельности. Переключение внимания на что-то другое означает смену мыслительных занятий.
Внимание столь глубоко внедрено в повседневную жизнь каждого человека, что с его качеством связывают не только успехи в работе и учебе, но и пригодность к той или иной профессии, умение бесконфликтно контактировать с людьми и т.д [13].
Агрессивное побуждение: фрустрация и агрессия
Если бы вы остановили на улице 50 человек, выбранных наугад, и попросили бы их назвать наиболее важные детерминанты человеческой агрессии, то большинство скорее всего назвало бы единственный термин: фрустрация. Поскольку своим широким распространением это представление обязано нескольким различным источникам, включая и личный опыт челов ...
Объект и этапы исследования.
Исследования проводили на базе Специализированного дома ребенка г.Воркуты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В эксперименте приняли участие 59 детей специализированного дома ребенка в возрасте от 0 до 4 лет.
Все дети прошли комплексное обследование специалистов городской психолого-медико-педагогической комисси ...
Большой секрет искусства обхождения с людьми.
На свете есть только один способ побудить кого-либо что-то сделать. И он заключается в том, чтобы заставить другого человека захотеть это сделать.
Помните: другого способа нет.
Конечно, вы можете под дулом револьвера заставить человека отдать вам часы. Вы можете заставить служащего работать, угрожая ему увольнением в случае его отк ...