Социализация в семьеСтраница 1
Социализация - постепенное расширение по мере приобретения индивидом социального опыта сферы его общения и деятельности, как развития саморегуляции и становления самосознания.
Как в отечественной, так и зарубежной психологии традиционно признается главным агентом социализации семья.
Гендерная социализация в семье - сложный процесс, в котором гендерное поведение детей и родителей находится в тесном взаимовлиянии. Основывается это взаимовлияние на использовании определенных объектов и ситуаций в качестве знаков гендерного поведения. При этом смысловое значение определенных образцов поведения, как гендерных у детей, связано с соответствующим смысловым значением, которое придают этому взрослые, и зависит от пола ребенка и пола взрослого.
В отечественной литературе имеются исследования, посвященные часто встречающейся ситуации, когда ребенок тесно связан с родителями, чаще с матерью (симбиотические связи), в результате чего у ребенка не развивается самостоятельность, а также это способствует социальной и психологической отдаленности (В.П. Козлов, А.И. Захаров). При этом отмечается, что если такие тесные связи существуют между матерью и сыном, то вполне вероятно, что в личности мальчиков формируется недостаточное количество маскулинных качеств, ориентация на мнение и оценку женщины, что в подростковом возрасте может затруднять общение со сверстниками своего пола и помешать в дальнейшем вхождению в мужскую компанию.
Иногда родители оказывают прямое влияние на неправильное формирование гендерного самосознания. Родители мальчиков, которые хотели бы иметь девочку, или родители дочки, желающие иметь мальчика, подкрепляют нетипичное для пола поведение. Начиная с оформления внешности и далее, поощряя проявления противоположных полу черт характера, интереса к играм и увлечениям другого пола, родители способствуют развитию психологических границ между полами, что может привести к отрицательным последствиям в старшем возрасте.
С точки зрения трансактного анализа дети, чей пол не соответствует ожиданиям родителей, могут бессознательно стремиться подтверждать их ожидания, часто теряя при этом реалистичную половую идентичность, т.к родившись, ребенок не различает полов.
Последователи этой теории показали, самыми важными факторами формирования гетеросексуальной установки являются: отсутствие страха перед людьми противоположного пола; возможность контактировать с людьми противоположного пола; половая идентичность личности соответствующая реалистическому восприятию своего собственного пола.
В рамках трансактного анализа также указывается на роль родителей в формировании гендерной идентичности. Родитель того же пола, что и ребенок является эталоном гендерного поведения. Мальчики отождествляются с лицами мужского пола, подражая их поведению, принимая их положительные и отрицательные установки по отношению к полам, и на основании этого делают заключение: каким должен быть мужчина.
Большое влияние на гендерную идентичность оказывают родители противоположного пола. Если отец считает, что женщина - это плохо, то и дочь, вероятнее всего, будет отрицать свою женственность и смотреть на других женщин глазами своего отца. Аналогично формируются отношения мать - сын.
Обработка и анализ результатов
При оценке результатов прежде всего выявляют различия во времени, которое испытуемый тратит на отыскание чисел одной таблицы. В среднем на одну таблицу тратится от 30 до 50 сек., чаще всего 40— 42 сек.
Бывает, что испытуемый называет и показывает ряд чисел со скоростью 1—1,5 сек. на число, а затем вдруг не может найти какое-либо одно ч ...
Теоретический анализ понятия восприятия времению Понятие восприятия времени
Знания об окружающем мире человек получает посредством двух взаимосвязанных процессов – ощущения и восприятия. Ощущения, получаемые с помощью различных анализаторов, предоставляют знания о конкретных, отдельных качествах объекта, восприятие же позволяет собрать целостный законченный образ, при этом не сводимый к сумме входящих в него ощ ...
Психологическое сопровождение профессионального и личностного самоопределения
старшеклассников
Как же осуществляется психологическое сопровождение профессионального и личностного самоопределения старшеклассников?
Прежде всего, определим, что же такое психологическое сопровождение. Согласно «словарю русского языка» «сопровождать - значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого»[13,с.689]. Отсюда пси ...