Psfine

Позитивная психология

Социализация в семье
Страница 1

Социализация - постепенное расширение по мере приобретения индивидом социального опыта сферы его общения и деятельности, как развития саморегуляции и становления самосознания.

Как в отечественной, так и зарубежной психологии традиционно признается главным агентом социализации семья.

Гендерная социализация в семье - сложный процесс, в котором гендерное поведение детей и родителей находится в тесном взаимовлиянии. Основывается это взаимовлияние на использовании определенных объектов и ситуаций в качестве знаков гендерного поведения. При этом смысловое значение определенных образцов поведения, как гендерных у детей, связано с соответствующим смысловым значением, которое придают этому взрослые, и зависит от пола ребенка и пола взрослого.

В отечественной литературе имеются исследования, посвященные часто встречающейся ситуации, когда ребенок тесно связан с родителями, чаще с матерью (симбиотические связи), в результате чего у ребенка не развивается самостоятельность, а также это способствует социальной и психологической отдаленности (В.П. Козлов, А.И. Захаров). При этом отмечается, что если такие тесные связи существуют между матерью и сыном, то вполне вероятно, что в личности мальчиков формируется недостаточное количество маскулинных качеств, ориентация на мнение и оценку женщины, что в подростковом возрасте может затруднять общение со сверстниками своего пола и помешать в дальнейшем вхождению в мужскую компанию.

Иногда родители оказывают прямое влияние на неправильное формирование гендерного самосознания. Родители мальчиков, которые хотели бы иметь девочку, или родители дочки, желающие иметь мальчика, подкрепляют нетипичное для пола поведение. Начиная с оформления внешности и далее, поощряя проявления противоположных полу черт характера, интереса к играм и увлечениям другого пола, родители способствуют развитию психологических границ между полами, что может привести к отрицательным последствиям в старшем возрасте.

С точки зрения трансактного анализа дети, чей пол не соответствует ожиданиям родителей, могут бессознательно стремиться подтверждать их ожидания, часто теряя при этом реалистичную половую идентичность, т.к родившись, ребенок не различает полов.

Последователи этой теории показали, самыми важными факторами формирования гетеросексуальной установки являются: отсутствие страха перед людьми противоположного пола; возможность контактировать с людьми противоположного пола; половая идентичность личности соответствующая реалистическому восприятию своего собственного пола.

В рамках трансактного анализа также указывается на роль родителей в формировании гендерной идентичности. Родитель того же пола, что и ребенок является эталоном гендерного поведения. Мальчики отождествляются с лицами мужского пола, подражая их поведению, принимая их положительные и отрицательные установки по отношению к полам, и на основании этого делают заключение: каким должен быть мужчина.

Большое влияние на гендерную идентичность оказывают родители противоположного пола. Если отец считает, что женщина - это плохо, то и дочь, вероятнее всего, будет отрицать свою женственность и смотреть на других женщин глазами своего отца. Аналогично формируются отношения мать - сын.

Страницы: 1 2


Возможно ли творчество в обучении?
Многие студенты весьма критически относятся к идее творчества в обучении. Они не видят в своей деятельности места для творчества, поскольку творческое мышление ассоциируется только с великими учеными и великими открытиями. Однако даже переработка учебного материала, решение учебных задач могут иметь творческий характер и приводить к инд ...

Дисциплинированность сотрудника ОВД как регулятор служебной деятельности. Социально-психологическая природа дисциплинированности, ее содержание и структура
Органы правопорядка являются частью системы государственных организаций и поэтому их работники находятся на государственной службе и, как следствие, подчиняются требованиям государственной дисциплины. Обычно под государственной дисциплиной понимается установленный порядок деятельности государственных организаций, предусматривающий добро ...

Отечественный опыт профориентации
Теперь рассмотрим основные этапы развития профориентации в России с конца XIX в. «Первая служба по «приисканию» работы в России появилась в 1897г. (но только в годы Первой мировой войны подобные службы приобрели государственный статус)» [16, с.12]. В дореволюционной России издавались журналы с информацией о профессиональных учебных зав ...