Psfine

Позитивная психология

Материалы » Особенности межличностых отношений подростков с девиантным поведением » Особенности работы с подростками с девиантным поведением

Особенности работы с подростками с девиантным поведением
Страница 1

Правильный социально-психологический подход к оценке явлений процесса формирования межличностных отношений и своевременное педагогическое вмешательство предупреждает отклонения в его развитии, нормализует связи личности с окружающей средой.

Т.к. общение – комплексный и многогранный процесс, развивающийся в диалектическом единстве и борьбе противоположной, то и управление его содержанием, регулировка структуры – сложная и чрезвычайно подвижная система. Она состоит из огромного количества различных по характеру и значимости элементов, сочетающихся между собой в определенной последовательности и взаимообусловленности.

Формирование новых потребностей общения может быть связано с изменением условий прежних видов деятельности подростков. Установление педагогически целесообразного контроля заключается, прежде всего, в строгом нормировании времени, отводимого для каждого вида деятельности (учеба, отдых и т.д.). Воздействие на потребности общения связано и с действием материальных факторов, т.е. те материальные условия, которые способствуют формированию и развитию потребностей, порождающие асоциальные отношения. Недостаток материальных средств в удовлетворении потребностей приводит часто к антиобщественным проступкам (например, воровство). Таким образом, педагогическое управление межличностными отношениями должно заключаться, прежде всего, в предупреждении конфликта между управлением материальных запросов личности и возможности их реального удовлетворения.

Работа с подростками с девиантным поведением – большая социальная проблема.

Перед каждым исследователем и практическим работником, изучающим трудных детей, стоят три задачи:

1. выявить отрицательные особенности личности данного школьника, которые необходимо исправить;

2. выявить положительные задатки или особенности, на которые можно опереться и которые необходимо развить в процессе коррекционной работы;

3. выявить причины отклонения поведения, условия возникновения отрицательных особенностей, чтобы ликвидировать их.

В связи с этим изучению подлежат: среда, окружающая подростка в настоящее время, и та, в которой он рос, развивался, воспитывался в прошлом, индивидуальные психологические особенности, влияющие на его поведение; состояние педагогической и социальной запущенности; состояние физического и психического здоровья.

Важным звеном в профессиональной деятельности педагога и школьного психолога является работа по преодолению трудновоспитуемости и профилактике правонарушений учащихся. Педагогически запущенные школьники представляют собой наиболее сложную категорию учащихся, вызывают затруднения в работе каждого учителя, поэтому их обычно называют трудными. Каждый учитель встречается в своей работе с учащимися, которые не хотят учиться, с трудом поддаются воспитанию, оказывают сопротивление воспитательному воздействию, совершают проступки, правонарушения.

Система воспитательной работы с подростками в нашей стране представлена школой, семьей и общественностью. В этой системе ведущая роль принадлежит школе, т.к. она обладает специально подготовленными кадрами и осуществляет длительное и целенаправленное воздействие на формирование личности ребенка в прямом соответствии с требованиями общества. Роль школы – цент работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, которая представляет собой тесное взаимодействие следующих этапов: диагностирование, планирование, организация, координация и контроль. Возглавить работу с подростками с девиантным поведением в школе должен, прежде всего, ее директор или его заместитель по воспитательной работе.

Самое главное в работе с подростками с девиантным поведением – высокое педагогическое мастерство, свободное владение сложной техникой индивидуальной работы и большим инструментом количественного воздействия. При единстве общих педагогических целей техника, методическая тактика, приемы и средства воспитательного воздействия в перевоспитании, в процессе которого перед педагогом стоит подросток, с уже сложившимися отрицательными привычками, особенностями поведения, убеждениями, интересами и т.д., иные, чем в обычном воспитательном процессе.

В основе работы с трудными подростками должен лежать принцип двойного и противоположно направленного педагогического воздействия: блокировка отрицательного и наращивание, развитие положительного в таком подростке. В этом и заключается сущность перевоспитания.

Работа по перевоспитанию подростков с девиантным поведением требует особого к ним подхода, применения некоторых специфических методов и приемов воспитания. Неотъемлемым компонентом этой деятельности является ее планирование, во многом определяющее успех работы. Комплекс подходов к перевоспитанию подростков с девиантным поведением предполагает осуществление системы воспитательных мероприятий, в ходе которых решались бы в единстве задачи развития личности и, прежде всего, тех ее качеств как формирование нравственно-правовых взглядов, трудовая подготовка и воспитание гражданственности. Приступая к работе целесообразно начинать с тех отрицательных проявлений, которые легче всего можно будет преодолеть в данный момент, т.к. достигнутый успех внушит самому подростку уверенность в реализации возможности исправления и будет служить для него одним из стимулов самовоспитания, воспитатель обретет уверенность в реальную возможность перевоспитания этого подростка.

Страницы: 1 2 3 4


Модель образования новых когнитивных связей Берковица
В своих поздних работах Берковиц (Berkowitz, 1983, 1988, 1989) подверг пересмотру свою оригинальную теорию, перенеся акцент с посылов к агрессии на эмоциональные и познавательные процессы и тем самым подчеркнув, что именно последние лежат в основе взаимосвязи фрустрации и агрессии. В соответствии с его моделью образования новых когнитив ...

Формирование Я-концепции у подростков. Формирование внутренней позиции личности подростка
В подростковом возрасте активно формируется система устойчивого представления о самом себе. Эти представления включают два основных компонента: Чем я сходен с другими людьми, на основе чего складывается общность между мной и окружающими? В чем моя уникальность и неповторимость, каковы различия между мной и окружающими? Подросток, пы ...

Внешняя и внутренняя толерантность. Интолерантность
Толерантность как результат развития и саморазвития – собственный выбор и позиция, способствующие принятию другого и сохранению внутреннего равновесия системы (индивида, общества). В связи с этим выделяются два вида толерантности: внешняя толерантность (к другим) – убеждение, что другие люди могут иметь свою позицию, способны видеть ве ...