Структура общения
В структуре общения различают:
1) коммуникативную сторону;
2) интерактивную сторону;
3) перцептивную сторону.
Коммуникативная сторона общения
выражается в обмене информацией между людьми.
Особенности процесса обмена информацией в процессе человеческого общения:
1) происходит не только передача информации, но и ее формирование, уточнение и развитие;
2) обмен информацией сочетается с отношением людей друг к другу;
3) происходит взаимное влияние и воздействие людей друг на друга;
4) коммуникативное влияние людей друг на друга возможно только при совпадении систем кодификации у коммуникатора (отправителя) и реципиента (принимающего);
5) возможно возникновение специфических коммуникативных барьеров социального и психологического характера. Структурные компоненты общения как коммуникативной деятельности:
1) субъект общения — коммуникатор;
2) объект общения — реципиент;
3) предмет общения — содержательная часть отправляемой информации;
4) действия общения—единицы коммуникативной активности;
5) средства общения — операции, с помощью которых осуществляются действия общения;
6) продукт общения — образование материального и духовного характера как итог общения.
Интерактивная сторона общения
проявляется во взаимодействии людей друг с другом, т.е. обмене информацией, побуждениями, действиями. Цель взаимодействия
состоит в удовлетворении своих потребностей, интересов, реализации целей, планов, намерений. Типы взаимодействия:
1) положительные—взаимодействия, направленные на организацию совместной деятельности: кооперация; согласие; приспособление; ассоциация;
2) отрицательные — взаимодействия, направленные на нарушение совместной деятельности, создание для нее препятствий: конкуренция; конфликт; оппозиция; диссоциация. Факторы, влияющие на тип взаимодействия:
1) степень единства подходов к решению проблем;
2) понимание обязанностей и прав;
3) способы решения возникающих проблем и др.
Перцептивная сторона общения
выражается в процессе восприятия, изучения и оценки партнерами друг друга.
Структурные элементы социальной перцепции:
1) субъект межличностного восприятия — тот, кто воспринимает (изучает) в процессе общения;
2) объект восприятия — тот, кого воспринимают (познают) в процессе общения;
3) процесс познания — включает познание, обратную связь, элементы коммуникации.
В процессе общения человек выступает сразу в двух ипостасях: как объект и как субъект познания [1;82].
Факторы, влияющие на процесс межличностного восприятия:
1)особенности субъекта: половые различия (женщины точнее идентифицируют эмоциональные состояния, достоинства и недостатки личности, мужчины—уровень интеллекта); возраст, темперамент (экстраверты точнее воспринимают, интроверты — оценивают); социальный интеллект (чем выше уровень социальных и общих знаний, тем точнее оценка при восприятии); психическое состояние; состояние здоровья; установки—предшествующая оценка объектов восприятия; ценностные ориентации; уровень социально-психологической компетентности и т.д.
2) особенности объекта: физический облик (антропологические — рост, телосложение, цвет кожи и т.д., физиологические — дыхание, кровообращение, функциональные — осанка, поза и походка и паралингвистические — мимика, жесты и телодвижения); социальный облик: социальная роль, внешний облик, проксемические особенности общения (расстояние и расположение общающихся), речевые и экстралингвистические характеристики (семантика, грамматика и фонетика), деятельностные особенности;
3) отношения между субъектом и объектом восприятия;
4) ситуация, в которой происходит перцепция [28;30].
Недобросовестные (манипулятивные) приемы ведения переговоров и
противодействие им
Общее правило противодействия манипулятивным приемам включает в себя три основных компонента:
1.Распознать тактику партнера.
2.Открыто поставить о ней вопрос.
3.Обсудить ее (подвергнуть сомнению законность, правомерность, желательность).
Сделав это, вы, скорее всего, сможете противостоять тактике недобросовестных участников перегово ...
Выявление видов самооценок, преобладающих в младшем школьном возрасте. Диагностика инструментария исследования
Для проведения экспериментальной работы была выявлена следующая цель: выявить особенности оценки и самооценки в младшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования: самооценка учащихся начальной школы неадекватна.
Задачи исследования:
Выявить виды самооценок характерных для младшего школьного возраста.
Анализ полученных результатов и с ...
Виды речи
Существуют различные виды речи, которые последовательно разви-
вались в процессе филогенеза (рис. 5).
Рис. 5. Виды речи
Особенности диалога проявляются в следующем:
· автономности (состоит из вопросов, ответов и реплик, которые
сами поддерживают разговор);
· эмоциональном контакте (без него диалог быстро заканчивается
или превр ...