Структура общения
В структуре общения различают:
1) коммуникативную сторону;
2) интерактивную сторону;
3) перцептивную сторону.
Коммуникативная сторона общения
выражается в обмене информацией между людьми.
Особенности процесса обмена информацией в процессе человеческого общения:
1) происходит не только передача информации, но и ее формирование, уточнение и развитие;
2) обмен информацией сочетается с отношением людей друг к другу;
3) происходит взаимное влияние и воздействие людей друг на друга;
4) коммуникативное влияние людей друг на друга возможно только при совпадении систем кодификации у коммуникатора (отправителя) и реципиента (принимающего);
5) возможно возникновение специфических коммуникативных барьеров социального и психологического характера. Структурные компоненты общения как коммуникативной деятельности:
1) субъект общения — коммуникатор;
2) объект общения — реципиент;
3) предмет общения — содержательная часть отправляемой информации;
4) действия общения—единицы коммуникативной активности;
5) средства общения — операции, с помощью которых осуществляются действия общения;
6) продукт общения — образование материального и духовного характера как итог общения.
Интерактивная сторона общения
проявляется во взаимодействии людей друг с другом, т.е. обмене информацией, побуждениями, действиями. Цель взаимодействия
состоит в удовлетворении своих потребностей, интересов, реализации целей, планов, намерений. Типы взаимодействия:
1) положительные—взаимодействия, направленные на организацию совместной деятельности: кооперация; согласие; приспособление; ассоциация;
2) отрицательные — взаимодействия, направленные на нарушение совместной деятельности, создание для нее препятствий: конкуренция; конфликт; оппозиция; диссоциация. Факторы, влияющие на тип взаимодействия:
1) степень единства подходов к решению проблем;
2) понимание обязанностей и прав;
3) способы решения возникающих проблем и др.
Перцептивная сторона общения
выражается в процессе восприятия, изучения и оценки партнерами друг друга.
Структурные элементы социальной перцепции:
1) субъект межличностного восприятия — тот, кто воспринимает (изучает) в процессе общения;
2) объект восприятия — тот, кого воспринимают (познают) в процессе общения;
3) процесс познания — включает познание, обратную связь, элементы коммуникации.
В процессе общения человек выступает сразу в двух ипостасях: как объект и как субъект познания [1;82].
Факторы, влияющие на процесс межличностного восприятия:
1)особенности субъекта: половые различия (женщины точнее идентифицируют эмоциональные состояния, достоинства и недостатки личности, мужчины—уровень интеллекта); возраст, темперамент (экстраверты точнее воспринимают, интроверты — оценивают); социальный интеллект (чем выше уровень социальных и общих знаний, тем точнее оценка при восприятии); психическое состояние; состояние здоровья; установки—предшествующая оценка объектов восприятия; ценностные ориентации; уровень социально-психологической компетентности и т.д.
2) особенности объекта: физический облик (антропологические — рост, телосложение, цвет кожи и т.д., физиологические — дыхание, кровообращение, функциональные — осанка, поза и походка и паралингвистические — мимика, жесты и телодвижения); социальный облик: социальная роль, внешний облик, проксемические особенности общения (расстояние и расположение общающихся), речевые и экстралингвистические характеристики (семантика, грамматика и фонетика), деятельностные особенности;
3) отношения между субъектом и объектом восприятия;
4) ситуация, в которой происходит перцепция [28;30].
Нарушения
Амнезия - нарушение памяти, возникающее при различных локальных поражениях мозга; охватывает периоды от нескольких минут до нескольких лет.
Выделяют также формы функционального нарушения памяти: амнезия постгипнотическая и амнезия защитная.
Памяти нарушения - различного рода амнезии (расстройства памяти в виде нарушения способности за ...
Расстройства адаптации
К расстройствам адаптации относятся "состояния субъективного дистресса и эмоционального расстройства, обычно препятствующие социальному функционированию и продуктивности и возникающие в период адаптации к значительным жизненным изменениям или стрессовому жизненному событию. Стрессовый фактор может затрагивать индивидуум или его мик ...
Психологическое обеспечение процесса переговоров
Разговор о психологическом обеспечении самого процесса переговоров я хотел бы начать с анализа весьма распространенной ошибки, имеющей стратегический характер. Дело в том, что в процессе переговоров любой человек занимает одновременно две позиции: деловую и психологическую. Что такое деловая позиция? Это те предложения, которые высказыв ...
