Psfine

Позитивная психология

Материалы » Особенности межличностых отношений подростков с девиантным поведением » Особенности работы с подростками с девиантным поведением

Особенности работы с подростками с девиантным поведением
Страница 2

В комплексном подходе к воспитательной работе с подростками с девиантным поведением необходимо выделять основные факторы, опираясь на которые можно оптимально решить эту проблему:

I. Педагогизировать условия жизни и воспитания подростка в семье, нейтрализовать отрицательное влияние аморального поведения родителей, повысить их педагогическую культуру и уровень нравственных взаимоотношений;

II. Помочь подростку восстановить в школе позицию нормального ученика, овладеть учебной деятельностью;

III. Выявить у подростка интересы, склонности или способности к какой-либо деятельности, привлечь его к участии в спортивной секции. Содержательное проведение подростком свободного времени, организация его досуга – существенная сторона профилактической работы с ним;

IV. Изолировать подростков от микросреды, во дворе или на улице. Нейтрализация воздействия малой референтной группы, членом которой считает себя подросток, возможна, если нормы и правила поведения группы перестали бы быть привлекательными и его социальные потребности удовлетворяются в положительной среде;

V. В структуре личности подростка необходимо выделить те побудительные силы, которые толкают его на определенные поступки и стимулируют соответствующее поведение: направленность личности, потребности, мотивы поведения, его интересы и склонности.

Учитывая современные психологические особенности подросткового возраста (акселерация, информность и др.), необходимо, при формировании нравственных качеств личности подростка с девиантным поведением наполнять их новым содержанием.

Сущность педагогической трудности заключается в том, что подросток не хочет или не может нормально, адекватно реагировать на обычные меры педагогического воздействия, требует к себе особого подхода, дополнительных педагогических усилий. При изучении трудных детей каждый индивидуальный случай представляет особую проблему, требующая от педагога, школьного психолога исследовательской работы, перед которой встает задача найти то особое сочетание существенных моментов, которое позволяет понять происхождение интересующих педагога, психолога особенностей личности и правильно построить гипотезу относительно педагогических воздействий. Важнейшими требованиями к изучению личности подростков с девиантным поведением является: во-первых, подросток должен изучаться не как изолированный индивид, а как член группы или коллектива детей и взрослых, с которыми от связан условиями жизни и деятельностью, во-вторых, изучаться через систему отношений, в которых он жил и формировался как личность, в которых живет и формируется сейчас. Этот метод изучения может быть назван социально-индивидуальным. Его суть – в изучении личности через общение с окружающими людьми.

В основе работы с подростками с отклоняющимся поведением должен лежать принцип двойного и противоположного направленного педагогического воздействия: блокировка отрицательного и наращивание, развитие положительного в таком подростке. В этом и заключается сущность перевоспитания.

Решающую роль в работе с подростками с девиантным поведением играет личность педагога, его профессиональное мастерство, педагогический талант. Но в этой работе он должен организовать себе в помощь все силы, влияющие на ребенка и определяющие его развитие: классный коллектив, других учителей, родителей, друзей другой стороны, хорошо налаженный режим, спорт, трудовые занятия, развитие интересов подростка к искусству, природе, технике – все это должно стать надежным союзником педагога в работе с подростками с девиантным поведением. Наряду с учителями, педагогом-организатором необходимо чтобы участвовали инспектор по делам несовершеннолетних, шефы и представители родительской общественности, шефствующих предприятий, внешкольных и других учреждений.

Применительно к теме исследования педагогическое управление межличностными отношениями заключается, прежде всего, в формировании высоких социально ценностных потребностей, в воспитании умений, навыков, привычек такого поведения, которое направлено на нравственные пути их удовлетворения, на соответствие высоких потребностей – благородным интересам. Наиболее распространенным путем формирования новых потребностей в общении является смена видов деятельности партнеров по общению с учетом склонностей интересов подростков с обязательным прогнозированием проявления новых, которые должны изменить характер существующих отношений, прервать асоциальные связи с помощью метода убеждения. Управление процессом возникновения новых потребностей общения предусматривает и изменение делового статуса личности. Смысл деятельности педагога заключен в создании для школьников с девиантным поведением, следовательно, имеющих асоциальные связи, такого положения, которое подросток мог бы рассматривать как достойное для себя, авторитетное для окружающих. Улучшение социального статуса школьника с девиантным поведением увеличивает его возможности выступать в качестве объекта желаемого общения в сфере определенных групп.

Страницы: 1 2 3 4


Стратегия «выиграть / выиграть»
Эта стратегия исходит из того, что оба партнера имеют сходные ресурсы. Суть ее очень хорошо выразил один американский дипломат, сказав: «Если у меня есть одно яблоко и у вас есть одно яблоко, и мы обменялись ими, то в результате у каждого из нас есть по одному яблоку. Если у меня есть идея и у вас есть идея, и мы обменялись ими, то в ре ...

Психология судебных прений и судебной речи
Самостоятельной частью судебного разбирательства являются судебные прения, в которых каждое участвующее в деле лицо излагает свою точку зрения на обстоятельства дела и предстоящие разрешению вопросы на основе доказательств, проверенных в ходе судебного следствия. В своих речах заинтересованные стороны обосновывают доказанность или недок ...

Виды воздействия группы на индивида
Группа может влиять на индивидуума различными способами. Например, одним своим присутствием груп­па может иногда изменить производительность человека. Этот процесс называется общественной помощью. При этом во всех слу­чаях, за одним главным исключением, присутствие посторонних увеличивает производительность. При этом вовсе не обязательн ...