Psfine

Позитивная психология

Материалы » Особенности межличностых отношений подростков с девиантным поведением » Особенности работы с подростками с девиантным поведением

Особенности работы с подростками с девиантным поведением
Страница 3

В ряд особенностей, которые необходимо учитывать при осуществлении процесса управления межличностными отношениями входит и учет возможных эмоциональных реакций окружающих, психологическую обстановку, сопряженную с ней при определении содержания и структуры предлагаемого вида деятельности. Сложность задачи педагога состоит в умении определить тот момент в динамике межличностных отношений, когда, не имея состояния эмоционального благополучия, чувства защищенности в своей референтной группе, подросток опасается риска не быть принятым в другом коллективе и оторваться от уличных приятелей. Здесь особо опасна торопливость, опережение естественного хода событий, необоснованность действий и выводов.

Осуществляя анализ межличностных отношений, педагог должен видеть психологическую природу этих отношений, состоящих из различных слоев групповой активности. Для совершенствования работы по формированию коллектива подростков целесообразно:

§ Добиваться, чтобы коллектив класса был тесно спаянным, сплоченным, не допускать любых форм антагонизма между отдельными учащимися путем выбора увлекательной для подростков и вместе с тем общественно значимой дл них деятельности и правильной организации системы взаимного руководства и подчинения. Организация и сплочение коллектива начинается с организации актива и укрепления его авторитета;

§ Необходимо, чтобы коллектив подростков был идейно-направленным, со здоровым общественным мнением, развитой критикой и самокритикой, с высокой требовательностью к каждому члену. Эти качества складываются, если перед коллективом поставлена общественно полезная цель;

§ Организуя коллектив подростков, необходимо ставить перед коллективом цель, включенную в систему взаимосвязанных общественно важных целей, с тем, чтобы подросток в своей деятельности мог руководиться системой перспективных целей;

§ Следует сформировать у коллектива подростков умение применять правильные формы воздействия, применять индивидуальный подход, тактику.

Сплоченный коллектив обладает большой силой воздействия на своих членов. И воздействует на них в правильном направлении.

Выводы

Будучи важным фактором формирования личности подростка, межличностные отношения содержат в себе огромные педагогические возможности. В тоже время, будучи во многом процессом стихийным, оно таит в себе и определенные опасности, так как может способствовать некоторому искажению доминирующих в обществе норм и ценностей в процессе интериоризации их личностью, благодаря экранирующему и трансформирующему характеру ближайшего окружения личности.

Задача повышения эффективности воспитательной работы с коллективом, в котором находится подросток с девиантным поведением, требует тщательного и разностороннего изучения педагогических и социально-психологических процессов, происходящих в нем. Как показали исследования, основными процессами, изменяющими состояние школьного коллектива, являются процессы коллективной деятельности и особенности межличностных отношений между подростками.

Важно подчеркнуть, что особенности личности не только формируются и раскрываются в отношениях с людьми, но именно через отношение других людей их можно изменить.

Таким образом, основной подход к изучению личности подростка с девиантным поведением можно сформулировать так: девиантное поведение подростка является следствием его социальной дезадаптации, которая объективно обусловлена совокупностью определенных обстоятельств в жизни ребенка, а субъективно – особенностями его личности, ее нравственного развития, ее жизненной установки, как закономерного отражения этих обстоятельств.

Сложность с точки зрения социологии представляет категория подростков с девиантным поведением, для которых характерны искаженные ценностные ориентации и негативные шаблоны поведения. Девиантное поведение не может быть проявлением какого-то стихийного стечения обстоятельств, это отражение глубоких, органических процессов. Девиантное поведение выступает по отношению к личности не как динамическая функция, а как устойчивая структура.

Педагогический подход к диагностике причин девиантного поведения требует учета тех микроусловий существования подростка, которые определили восприимчивость к общественно опасной информации, сформировали асоциальность личности. Важно установить причины неэффективности положительного воздействия среды общества на сознание и психику подростка, условия, породившие недостаток нравственного иммунитета к отрицательным условиям.

Девиантное поведение подростка есть, с одной стороны, проявление неудовлетворенности личности связями в наиболее значимых для нее сферах деятельности, а с другой – результатом дефицита полезного общения в условиях, осложнивших педагогический и социальный контроль за содержанием полученной подростком информации. Коммуникативность подростка следует рассматривать не столько как проявление его личностных качеств, сколько как реакцию на отношение к нему окружающих. Беда многих родителей и педагогов состоит не в том, что они не хотят активного общения с детьми, а в том, что они не смогли найти соответствующий стиль этих отношений, и в том, что возрастные проявления подростковой независимости и взрослая ориентация рассматривается ими как формирующаяся способность к самостоятельности, в то время как это лишь форма самоутверждения личности.

Страницы: 1 2 3 4


Исследование эффективности коррекционной работы
В конце III учебной четверти среди учащихся 2-х классов была проведена психодиагностическая работа по изучению качества долговременной и кратковременной памяти. Экспериментальное психодиагностическое исследование проводилось с помощью методик А.Р. Лурия «Заучивание 10 слов» [7] и «Память на числа» [25] для исследования долговременной и ...

Сущность межличностных отношений
Межличностные отношения — это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу. Межличностные отношения включают: 1) восприятие и понимание людьми друг друга; 2) межличностную привлекательность (притяжение и симпатия); 3) взаимодействие и поведение (в частности, ролевое). Компонент ...

Анализ результатов
В группе «А» среднее значение ситуативной тревожности составляет 38,8 баллов, среднее значение личностной тревожности составляет 42,2 баллов. Это умеренный уровень тревожности. Самые низкие показатели у испытуемого АГ: СТ – 34, ЛТ – 39, что составляет умеренный уровень тревожности. Самые высокие показатели у испытуемого МД: СТ – 45, у ...