Значение межличностных отношений в личностном развитии
человекаСтраница 1
Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем. Именно активность личности, её деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях – в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях, - индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.
Формирование сознательного отношения к объекту познания и действия связано с развитием всех сторон психики. Осознание своих отношений к окружающему рождает соответствующие чувства и эмоции, которые в свою очередь, стимулируют деятельность и влияют на развитие направленности личности. Особое влияние на личность оказывают отношения, которые помогают индивиду освоить взаимосвязи в социуме, познакомиться с другими общностями. Эти отношения можно рассматривать на разных уровнях. Уровень социальных общностей формирует классовые, национальные, групповые и семейные отношения. Они помогаю человеку осознать себя социальной единицей общества, принять и сохранить общественный опыт построения взаимоотношений. Уровень групп людей занятых той или иной деятельностью помогает выстроить производственные отношения, учебные, театральные и т.д. Уровень взаимосвязей между людьми в группах может рассматриваться, как возможность человека осознать свое место в группе, получить адекватную оценку своему поведению. Уровень внутри личностного отношения инициирует эмоционально-волевые установки человека по отношению к самому себе, т.е. самосознание и самооценку [28, с. 517].
Своевременно правильно оценивать роль межличностных отношений для стимулирования оптимального эмоционального настроя личности, максимального проявления ее общественно одобряемых склонностей и способностей и, наконец, для формирования ее в целом в нужном обществу направлении необходимо потому, что межличностные отношения как ценность в системе ценностей, имеющихся у большинства людей, занимают очень высокое место.
Межличностные отношения – это сложная и динамичная структура, которую мы учимся строить ещё с ранних лет, по этой причине можно сказать, что на умение создавать межличностные отношения влияет воспитание, полученное нами в семье, в школе и т.д. Также наше воспитание определяет круг наших межличностных отношений или, так называемые, круги вращения в обществе: наших друзей, наших знакомых и прочих людей, с которыми мы строим межличностные отношения.
Значение межличностных отношений, их "качества" и содержания сохраняется на всех этапах жизненного пути личности, поскольку они являются необходимым условием, атрибутом существования человека с первого до последнего дня его жизни. В зрелом возрасте, когда человек становится полноправным и сознательным хозяином своего жизненного пути, когда он сам в большей или меньшей степени способен выбирать людей, составляющих его непосредственное окружение, субъективная значимость взаимоотношений с окружающими ничуть не снижается. Благополучие и возможность личностного роста взрослого человека в не меньшей степени, чем у только формирующейся личности, зависят от качества межличностных отношений, в которые он включен и которые способен "выстраивать". Не случайно, что удовлетворенность межличностными отношениями и удовлетворенность своей позицией в этих отношениях - важнейший критерий социальной адаптации. Тесные и удовлетворяющие человека связи с друзьями, родными или членство в сплоченных группировках (общественных, религиозных и т.п.) способствует улучшению не только психологического, но и физического здоровья.
Истоки психодиагностики. Истоки истории психодиагностики
Необходимость испытывать и оценивать индивидуально-психологические особенности людей для решения разнообразных практических задач была осознана давно, на заре истории человечества. История древних цивилизаций представляет нам немало свидетельств использования разнообразных, порой весьма изощренных, способов обнаружения индивидуальных ра ...
Основные аспекты
изучения гендерных особенностей проявления тревожности подростковю Психологические
особенности развития эмоциональной сферы в подростковом возрасте
Формирование личности – одно из самых последних изменений в подростковом возрасте – Выготский связывает с развитием рефлексии и самосознания. Рефлексия в понимании Выготского – это отражение собственных процессов в сознании подростка. Развитие рефлексии у подростка, писал он, не ограничивается только внутренними изменениями самой личнос ...
Исследование эмоций. Общая характеристика эмоций
Эмоции (от лат. emoveo - потрясаю, волную) - это психический процесс субъективного отражения наиболее общего отношения человека к предметам и явлениям действительности, к другим людям и самому себе соотносительно удовлетворения или неудовлетворения его потребностей, целей и намерений.
Если процесс удовлетворения потребностей протекает ...