Psfine

Позитивная психология

Память
Страница 1

Теперь давайте немного займемся памятью. В первую очередь необходимо определить, какой тип репрезентации в сознании имеющейся в памяти информации* [* Данная типология памяти представлена в удобном для практического использования виде.] является для вас наиболее характерным, т. е. каким образом вы вспоминаете, в каком виде информация "всплывает" из вашей памяти.

1. Визуальный тип.

Вся информация представляется вамп в виде ярких картин, зрительных образов. Рассказывая что-то, вы жестикулируете, как бы рисуя в воздухе представляемые вами объекты. В разговоре вы часто пользуетесь вступительными фразами (предикатами) визуального типа: "Вот посмотрите .", "давайте представим себе .", "вспомните, это выглядело так ." и пр. В момент вспоминания ваши глаза совершают непроизвольные движения — вы смотрите в направлениях: прямо перед собой, вверх, влево-вверх или вправо-вверх.

2. Аудиальный (слуховой тип).

То, что вы вспоминаете, как бы наговаривается вашим внутренним голосом или вы слышите речь другого человека. Предикаты, которые вы используете в разговоре — слуховые: "Вот послушайте ", "это звучало так ." и пр. При вспоминании взгляд обращен вправо, влево-вниз или влево.

3. Кинестетический тип.

Вы хорошо вспоминаете ощущения, движение. Вспоминая, вы как бы воссоздаете, повторяете движения телом. При занятиях аутогенной тренировкой (AT) вам хорошо удается вызывать ощущения тепла, тяжести. Вспоминая, вы смотрите вниз или вправо-вниз.

Естественно, каждый человек владеет всеми видами вспоминания, но один из трех типов памяти и соответствующая ему система представления информации обычно развиты лучше других. При вспоминании образов из менее развитой системы человек обычно опирается на более развитую, ведущую. Если у вас, скажем, лучше работает зрительное представление, то звук шума моря вы сможете воссоздать у себя формированием зрительного образа морского берега, т. е. развитая система становится как бы поисковой. Люди с кинестетическим типом памяти вспомнят плакат на стене кабинета через ощущение движения тела, которое необходимо для поворота лицом к плакату со своего обычного места. Люди с поисковым слуховым (аудиальным) типом вспомнят лицо знакомого после того, как воссоздадут его голос.

Представления в системе неведущего типа формируются как бы в два этапа: поиск необходимой информации в сфере ведущего типа и последующее восстановление информации в неведущей системе. Если вы хотите эффективно владеть своей памятью, то:

а) тренируйте память всех трех типов;

б) пытаясь вспомнить информацию из сферы неведущего типа, сначала создайте максимально яркий образ в ведущей сфере (а еще лучше воссоздайте весь комплекс внешних и внутренних условий запоминания). Затем из этой картины выведите нужную информацию. Чтобы вспомнить слова человека, воссоздайте условия той ситуации, в которой он их говорил, старайтесь, ис пользуя поисковую ведущую сферу, максимально восстановить образ — например зрительный (представив внешность, двигающиеся губы человека, проще вспомнить его слова);

в) запоминая важную информацию, переведите ее сначала в ведущую систему, а затем и во все остальные. Тем, кто обладает визуальным типом памяти, номер телефона лучше сначала представить написанным, затем его проговорить и мысленно записать. Можно применять мнемонические связки зрительного типа (см. ниже).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Значение межличностных отношений в личностном развитии человека
Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринято ...

Ролевые предпочтения
Приведенный ниже способ определения ролевых предпочтений позволяет выявить созвездие ролевых предпочтений. 1) Отметьте на «радаре» Ваши ролевые предпочтения (качественно оцените сами себя). 2) Полезно дать сначала кому-нибудь (или нескольким людям) оценить Вас. 3) Перенеся на «прозрачку» Вашу самооценку и оценку других коллег, нало ...

Нарушения внимания
Существуют так называемые отрицательные стороны процесса внимания или нарушения внимания - отвлекаемость, рассеянность, чрезмерная подвижность и инертность. Под нарушениями внимания понимают патологические изменения направленности, избирательности психической деятельности, выражающиеся при состоянии утомления или при органических пораж ...