ЗаключениеСтраница 2
Как видно из второй части книги, также посвященной умственной одаренности, ее диагностика требует знания особых методических процедур (тестов) и неформализованных методов изучения, а некоторые случаи "скрытой" одаренности - и особых приемов "пробуждения дремлющих сил". Нередко возникает надобность в корректировке личностных особенностей. Поскольку речь идет о детях, те или иные характеристики их интеллекта или более частных умственных способностей являются как бы предварительными: проявившиеся особенности могут обернуться чем-то новым, обнаружить новые резервы развития - в одних случаях, не привести к ожидавшимся высоким результатам - в других.
Многое в судьбе таких детей будет зависеть от конкретных особенностей обучения и воспитания. Как скажутся на развитии умственных способностей те или иные стратегии обучения? Будут ли найдены мера и такт в воспитании? Незаурядные дети нуждаются в специальных программах обучения и специально подготовленных учителях. При этом, разумеется, развитие ума, творческие проявления в огромной степени зависят от формирующихся с годами черт характера, ценностных ориентации, всего склада личности. Здесь исключительно велика роль семьи, учителя, наставника. Наряду с тем, что в некоторых случаях особые способности можно "пробудить", существует и опасность их приглушить, исказить направление развития.
Трудно обучать и воспитывать необычных по своему умственному развитию и активности детей, особенно трудно прогнозировать влияние на них учебно-воспитательных воздействий.
При этом каждый раз важно учитывать не только индивидуальность, но и возраст ребенка. Чтобы приблизиться к возможности прогноза, обязателен, необходим возрастной подход: нужна ориентировка в тех изменениях психики и самой личности, которые происходят по мере того, как дети становятся старше.
Отношение к незаурядным детям должно учитывать и то обнадеживающее, и то разочаровывающее, что с ними связано. Ранние проявления необычных возможностей не могут оставлять равнодушными родителей, педагогов - ведь они могут указывать на ростки подлинной одаренности.
К сожалению, иногда слишком легко и поспешно, опираясь лишь на некоторые формальные показатели, относят ребенка к категории одаренных или, наоборот, исключают из этой категории. Нельзя забывать об условности этого термина, не следует слишком часто и категорично его применять.
Приложение 1
Форма А
Г – И – Т
Фамилия и имя
Дата рождения
Школа класс _
не переворачивай страницу без разрешения!
цб |
% |
ошибки | ||||||||||||
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
60 |
70 |
80 |
90 |
100 | |||||
Инструкции | ||||||||||||||
Арифметика | ||||||||||||||
Предложения | ||||||||||||||
Различия | ||||||||||||||
Числовые ряды | ||||||||||||||
Аналогии | ||||||||||||||
Символы | ||||||||||||||
Всего |
Экспериментальное изучение развития внимания младших школьниковю Принципы проведения коррекционно-развивающей работы и
составления коррекционно-развивающих программ
Принципы построения коррекционных программ определяют стратегию, тактику их разработки, т.е. определяют цели, задачи коррекции, методы и средства психологического воздействия.
Составляя различного рода коррекционные программы, необходимо опираться на принципы:
- системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
- единс ...
Свойства
и закономерности
Процессы памяти
Память существует в четырех взаимосвязанных процессах: запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение.
Запоминание - это процесс запечатления воспринятой информации с целью последующего ее сохранения. Качество запоминания зависит от многих факторов: от особенностей запоминаемого материала (его объема, логичности, ...
Агрессия затрагивает живые существа
Согласно нашему определению, только те действия, которые причиняют вред или ущерб живым существам [1], могут рассматриваться как агрессивные по своей природе.
При всей очевидности того, что люди часто теряют контроль над собой, что-то разбивают или наносят удары по различным неодушевленным предметам, например, по мебели, посуде, стенам ...