Psfine

Позитивная психология

Заключение
Страница 1

Из всего вышеизложенного видно, что наиболее интенсивно психолого-педагогическое исследование по проблемам одаренности велись и ведутся в США. Это, видимо, объясняется тем, что у них было больше данных о природе таланта, условиях, обеспечивающих его развитие, и осуществляется быстрый рост научных технологий.

В настоящее время разрабатываются специальные комплексные программы для одаренных учащихся, в рамках которых ученик может более свободно приобретать знания, чем по обычной программе, ограниченной пределами и задачами только одного школьного предмета. Четко наложена координация различных проектов по изучению природы одаренности, программ подготовки учителей и организаторов образования, работающих с одаренными детьми.

Вопросы темпа обучения являются предметом давних, до сих пор не утихающих споров, как среди ученых-психологов, так и среди педагогов и родителей. Многие горячо поддерживают ускорение, указывая на его эффективность для одаренных учащихся. Другие считают, что установка на ускорение - это односторонний подход к детям с высоким уровнем интеллекта, так как не учитываются их потребность в общении со сверстниками, эмоциональное развитие. Следует заметить, что ускорение возможно не только, как это нередко представляют, в форме "перескакивания" через класс. Существуют и другие его варианты.

Ускорение связано в первую очередь с изменением скорости обучения, а не содержания того, чему учат.

Если таким детям не предлагать ускорения, то они на уроках предаются мечтам или приводят в замешательство учителя, демонстрируя свои познания в классе, или просто не посещают занятий. В результате часто приглушаются их незаурядные способности.

"Чистое" ускорение в какой-то степени напоминает скорую медицинскую помощь, снимая некоторые "срочные" проблемы развития незаурядных детей, но не предоставляя возможности удовлетворить их основные познавательные потребности. Поэтому редко используется только ускорение. Как правило, учебные программы основываются на сочетании двух основных стратегий - ускорения и обогащения.

Понятно, что реализация этих принципов в решающей степени зависит от профессиональной подготовленности и от личности педагогов, тех, кто организует и непосредственно осуществляет обучение.

Выражение "одаренные дети" употребляется весьма широко. Если ребенок обнаруживает необычные успехи в учении или в творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут называть одаренным. Такое словоупотребление (оно связано с определенными издержками) в наибольшей мере принято в американской психологии и педагогике, а теперь - хорошо это или плохо - получает распространение и у нас.

Для него есть основания, в частности применительно к умственным проявлениям детей. Если у ребенка, при прочих равных условиях, необыкновенно быстрый темп умственного развития, а то уже и явные достижения в той или иной деятельности, правомерно признать его незаурядным. И поэтому к нему нужен соответствующий психолого-педагогический подход. Но можно ли считать, что у такого ребенка или подростка уже имеются достаточные предпосылки для дальнейшего роста его особых возможностей, т.е. для того, чтобы стать со временем одаренным взрослым? Судя по всему, по отношению ко многим таким детям этого скидать нельзя.

В более узком и строгом значении понятие "одаренность" относительно детей должно было бы применяться только к тем случаям, когда выдающиеся свойства ребенка предстают как действительный залог его будущих возможностей. Но надежно определить значение детских свойств, своевременно выявить таких детей - сложнейшая проблема, которая в психологической науке еще весьма далека от решения.

Важно не упускать из виду, что существуют разные - по своей направленности, по содержанию деятельности или по условиям развития - виды умственной одаренности (например, такие разные, как лидерская или математическая). Каждый из них имеет свою специфическую динамику возрастного развития.

Разнообразие профессий, с которыми столкнется растущий человек, столь велико, что нередко случается: никем не замечаемое и не ценимое в детстве своеобразие интеллекта или каких-нибудь специальных данных ребенка в дальнейшем, в условиях определенной деятельности, может оказаться социально особенно ценным, подняться в ранг одаренности.

Разумеется, уровень одаренности не является чем-то постоянным не только у рано развившихся детей, но и у тех, чьи особые умственные достоинства заявят о себе или будут обнаружены позднее.

Само понятие умственной одаренности с ее потребностной, собственно интеллектуальной и творческой сторонами не исключает возможной дисгармонии между этими составляющими, что также затрудняет прогнозирование хода развития.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Социально-психологические условия эффективного дисциплинирования сотрудников ОВД. Управление процессом дисциплинирования сотрудников ОВД в процессе воспитательной и кадровой работы
Для определения степени развития у работников органа правопорядка такого качества, как дисциплинированность используются следующие критерии: - уровень профессионального мастерства, отражающий систему знаний, навыков и умений, усвоенную в учебном заведении и на практической работе (опыт); - усердие, проявляемое в профессионально-служеб ...

Аффекты
Аффекты занимают среднее место: с одной стороны, они составляются из чувств, а с другой, при известных условиях, входят в волевые процессы. От обыкновенных чувств аффекты отличаются, впрочем, не только тем, что соединяют сменяющие»: чувства в одно, но обыкновенно еще и большей силой чувст. Кроме того, сильные чувства и аффекты так тесн ...

Содержание работы руководителя и эффективный стиль руководства
Содержание работы руководителя Всю работу по управлению можно разделить на две части: управление деятельностью фирмы и управление людьми (персоналом). Руководитель должен иметь: широкое общее представление о положении дел за пределами своего подразделения, осознание изменений во внешней среде и возможностях их использования; чуткость ...