Стресс и управление им
в деятельности руководителяю Стресс как психологическое состояние организмаСтраница 4
Можно утверждать, что человек с точными когнитивными представлениями о ситуации имеет больше возможностей для выживания, чем человек с искаженными представлениями о реальности. Степень контролируемости стрессора является важной чертой ситуации. Результат адаптивного поведения будет в значительной степени зависеть от степени контролируемости стрессора. Стрессор не обязательно должен быть локализован вне организма. Внутренние стрессоры также имеют характеристику контролируемости. Примером может служить частота сердечных сокращений: она, например, может быть неправильно воспринята и оценена как неконтролируемая человеком, страдающим паническими атаками (вегетативными кризами с тревожно-фобическими расстройствами)./21/ Смотрите расчет топлива на рейс у нас.
М. Перес, М. Ричертс считают первым теоретическим показателем модели стресса объективную контролируемость ситуации. Теоретически он определяется по аналогии с ответом на сложный пункт психологического теста, то есть оценивается в процентах лиц репрезентативной выборки, способных контролировать ситуацию (например, давать правильный ответ). Следствием высокой контролируемости является то, что большая часть популяции способна контролировать специфические ситуации. Это может быть оценено независимо от исследуемых лиц в качестве показателя, свойственного ситуации. Например, смертельная болезнь объективно поддается слабому влиянию. Наоборот, подготовка к экзамену в обычных условиях более контролируема. Решение повседневных проблем является более сложной для социопата, чем для социально адаптированного человека. Кроме того, во многих исследованиях контролируемость была представлена как одна из характеристик копинга.
Второй объективной характеристикой ситуации служит ее изменчивость. Под изменчивостью подразумевается объективная вероятность изменения ситуации вследствие ее собственной динамики, без участия личности; эта динамика нацелена на устранение неприятной ситуации или исключение результата, несущего потерю. Все знают людей холерического темперамента, гневные упреки которых быстро прекращаются без какого-либо вмешательства. Это является примером аверсивного стрессора высокой степени изменчивости.
Следующий параметр ситуации - неопределенность стрессора, она не зависит от двух вышеописанных. Неприятность или утрата могут варьировать по степени ясности. Например, может быть представлена степень точности диагноза заболевания, и последствия потери обычно ясно видны. В данном случае следует различать объективную неопределенность от субъективной.
Еще одной важной характеристикой является вероятность повторения события в течение определенного времени. Продолжительность и временная перспектива (прошлое, настоящее, будущее) события также могут служить временным фактором./17/
Прочие психологические характеристики связаны с источником стрессовой ситуации, который может быть представлен аверсивным компонентом, утратой позитивного компонента личности или окружающей среды. В классических теориях поведения такое разграничение соответствует двум типам наказания, которые сопровождаются различными психологическими процессами, прежде всего эмоциональными. Они также различаются по степени тяжести.
Еще одним требующим рассмотрения аспектом является процессуальность стрессового события, или его нестатичность. Такие характеристики, как контролируемость и неопределенность, могут меняться во времени под влиянием собственной динамики или копинговых попыток. Подобные изменения могут создавать частично или полностью новую ситуацию. Например, человек подвергается нападению хулигана, но пытается защищаться. В это время на него нападает еще и сообщник хулигана. Такое изменение ситуации драматически уменьшает контролируемость ситуации для защищающегося.
Функции Я-концепции
Функции Я-концепции выполняют важнейшую роль в организации поведения человека. От того, что человек сам о себе думает, зависит множество аспектов его жизнедеятельности: процессы адаптации, способы психологической защиты, индивидуальный стиль деятельности, общения, жизни, реакции на события и поступки других людей.
Р.Бернс определяет сл ...
Формы мышления
Результаты процесса мышления существуют в форме суждений, умозаключений и понятий.[12]
Понятие - мысль, в которой отражаются общие, существенные признаки предметов и явлений.[13] Понятия бывают конкретные и абстрактные. Конкретные понятия отражают предметы, явления, события окружающего мира, абстрактные отражают отвлеченные идеи. Напри ...
Реализация социально-педагогической программы социализации подростков
девиантного поведения
Второй этап можно назвать формирующим.
Целью его является: предложить и апробировать социально-педагогическую программу социализации подростков девиантного поведения.
Задачи:
- формирование мотивации позитивных изменений;
- вовлечение в культурно-досуговую деятельность.
Вовлекая подростков в культурно-досуговую деятельность, я учла ...
