Стресс и управление им
в деятельности руководителяю Стресс как психологическое состояние организмаСтраница 7
Аналогичным образом можно рассматривать и концепцию «контролирования/притупления» (Миллер С.М., 1989). Выраженная тенденция к контролю, управлению имеется у людей, которые в преддверии опасных ситуаций (например, перед лечебным вмешательством) занимаются поиском новой информации. Так называемые «притупляющие», наоборот, предпочитают в тех же самых ситуациях отвлечься или разрядиться и избегают информации. С.М. Миллер (1987) регистрирует оба когнитивных стиля с помощью двух отрицательно коррелирующих шкал. Адаптивными можно считать обе тенденции - в зависимости от ситуации. Если контролируемость ситуации высока, то предпосылки для адекватной реакции имеются у людей с сильной склонностью к контролированию и низкой склонностью к притуплению, а при низкой контролируемости ситуации - наоборот. На поведении больного это сказывается следующим образом: люди с низким контролем обычно обращаются к врачу слишком поздно, а люди с высоким контролем - слишком рано. /27/
Концепция С. Миллера, если не говорить об эмпирическом способе регистрации переменных, по своей сути не отличается от первоначальной концепции «вытеснения - сенситизации». Н.В. Крохн (1996), напротив, открывает новое направление в исследовании личности своей концепцией способа преодоления. В его подходе бдительность и когнитивный стиль избегания представляют собой две обособленных переменных личности. Оба конструкта (в отличие от описательного измерения «вытеснение - сенситизация») вводятся на основе объяснения. Функция бдительности, то есть внимания - уменьшить неуверенность. Когнитивный стиль избегания нацелен на то, чтобы оградить организм от стимулов, индуцирующих возбуждение. Таким образом, он обладает превентивным действием. Обе тенденции объясняются специфической выраженностью нетерпимости к неуверенности и эмоциональному возбуждению.
Наряду с личностными признаками и особенностями преодоления стрессового события важную роль играют характеристики социального окружения, которые являются модераторами стресса. Значение этих факторов уже давно было установлено в эмпирических исследованиях этиологии, что позволило сформулировать различные понятия, такие, например, как социальная интеграция, социальные ресурсы, социальное приспособление и др. (Бауман У., 1988). Основными составляющими всех этих конструктов являются социальные отношения в том виде, как они трактуются прежде всего в концепциях социальной сети и социальной поддержки. Как показывает У. Бауман (1992), конструкты социальной интеграции, социальной сети и различные компоненты социальной поддержки тесно взаимосвязаны друг с другом. /8/
Под социальной сетью понимаются коммуникативные связи какого-то определенного социального комплекса ( Шенк М., 1984), то есть социальная сеть состоит из «узлов» и «соединений» между ними, где узлы представляют отдельных личностей данного социального образования, а соединения - отношения, существующие между ними. В психологии и психиатрии мы имеем дело со специфическим понятием сети, отличным от такового в других дисциплинах. Здесь социальная сеть - это система социальных отношений отдельного человека, поэтому используются понятия «персональная социальная сеть», «личностная/индивидуальная сеть отношений», «система отношений», или «эгоцентрическая сеть». Описание этой индивидуальной структуры отношений проводится по различным осям измерения с выделением: структурных признаков (величина, частные группы), интеракционных признаков (продолжительность отношений) и функциональных признаков (поддержка, нагрузка). Для определения и использования чаще всего учитываются (по отдельности или в комбинации) следующие критерии: субъективное значение человека - аффективная сеть; его ролевая принадлежность (партнер, родственник, сосед и т. д.) - ролевая сеть; функции (в том числе поддержки) - сеть обмена и поддержки; частота контактов - коммуникативная сеть. Кроме того, с понятием сети связываются иногда конкретные роли, и в результате выделяют, например, сеть родства, дружбы или рабочую сеть.
Эмпирические
исследования стрессоустойчивости у руководителей с различным стажем работы в управленческой
деятельностию Описание методик эмпирического исследования
В данной дипломной работе для эмпирического исследования стрессоустойчивости руководителей были использованы следующие методики: личностный опросник «16 факторов личности» Р. Кеттелла (сокращенный вариант); «Определение стрессоустойчивости и социальной адаптации» доктора Холмса и доктора Раге.
Личностный опросник «16 факторов личности» ...
Общие проблемы малой группы
Человек живет в обществе и строит с ним определенные отношения. Само же общество состоит из множества больших и малых групп, внутри которых формируется и развивается психика людей, их составляющих.
Возникновение малой группы обусловлено общественно-экономическими причинами. С одной стороны, общество, его экономика создают для себя те я ...
Сущность общения
Межличностное общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Вот почему изучение этого сложнейшего психического феномена как системного образования, имеющего многоуровневую структуру и тольк ...