Стресс и управление им
в деятельности руководителяю Стресс как психологическое состояние организмаСтраница 3
Существует несколько моделей комплексного взаимодействия различных психологических факторов, влияющих на переживание стресса. Стрессовые, отягощающие события редко становятся основной причиной психических расстройств. Стрессоры вызывают нарушения адаптации только в сочетании с различными внутренними и внешними факторами. В настоящее время выявлены эмпирические данные, касающиеся некоторых из них. /26/
Исходными пунктами являются стрессоры. Главный опосредующий фактор со стороны индивида - это процесс оценки, представляющий собой суждение о событиях с различных точек зрения (контролируемость, каузальные атрибуции, ресурсы и т. д.). Оценки, вместе с индивидуальными процессами приспособления к стрессам и их преодоления, в существенной мере определяют вид и интенсивность стрессовых реакций. Этот процесс регулируется личностными факторами, тенденциями копинга и его стилем, а также влиянием социальной поддержки и относящихся к стрессу релевантных лиц. Свойства личности и социальные факторы могут способствовать как усилению, так и ослаблению стрессовой реакции, влияя на ее тип, интенсивность и длительность. Усилят эти факторы стресс или смягчат его - зависит от многих обстоятельств, в том числе и от типа стрессора, а также от особенностей самих факторов и их взаимодействия с другими, видоизменяющими или опосредующими переменными. /10/
Когнитивные теории стресса описывают процессы восприятия, направленные на себя и на окружение, а также их дифференцированное отношение к эмоциям и копинговым реакциям. Различные характеристики восприятия оказывают влияние на ответный копинг. Люди различаются по их относительно стабильному восприятию стрессоров или классов стрессоров показателями контролируемости, изменчивости, неопределенности и валентности. Когда характеристики восприятия поднимаются выше или опускаются ниже определенного предела, мы называем обладающих ими людей оптимистами или пессимистами. К оптимистам относятся те, кто склонен переоценивать контролируемость и изменчивость стрессовых событий, тогда как пессимисты характеризуются их недооценкой. /1/
Структура стрессовых микроэпизодов состоит из различных аспектов объективной ситуации, которые воспринимаются субъективно, сопровождаются определенными ответами на восприятие и следствиями таких ответов.
Процесс взаимодействия со стрессовым событием можно реконструировать в соответствии с последовательностью: стимул - реакция. Первичным стимулом в микроэпизоде является изменение структуры стимула во внутреннем или внешнем мире субъекта. Первый ответ состоит из восприятия изменения, сопровождающегося эмоциями (являющимися результатом процесса оценки), затем мыслями о событии и как завершение - ответным копингом. Достигнутый результат вместе с вероятными дальнейшими событиями формирует новую ситуацию.
В психологии, начиная с К. Левина, остро ощущался недостаток теорий ситуации. Концепция интеракции «личность - ситуация», разработанная в психологии личности не привела к созданию теории ситуации. Она оказала скорее методологическое, чем теоретическое влияние на понимание природы ситуации. В когнитивной психологии в соответствии с традициями рационалистической философии ситуативное измерение включено в когнитивное. Это было сделано посредством придания значимости ситуативному измерению за счет достижений когнитивной психологии в понимании ситуации. /21/
Теории классического и оперантного условно-рефлекторного поведения лишь в определенной степени связаны с психологическими характеристиками ситуации. Это достигается посредством таких понятий, как безусловные, условные, дискриминативные стимулы (раздражители), генерализация стимула и т. д. Положение изменилось в результате теоретических разработок в области психологии контроля. Так, М. Е. Р. Селиман разработал гипотезу о психологическом значении предсказуемости - непредсказуемости аверсивных ситуаций. Эти характеристики являются аналогами контролируемости и неконтролируемости. Их определение зависит от временного местоположения аверсивного события в ряду «ситуация - реакция - последствия». Безусловный стимул считается непредсказуемым, если он не может быть достоверно и объективно предсказан с помощью условного стимула. В случае столкновения организма с непредсказуемым аверсивным безусловным стимулом усиливается состояние хронической тревоги. В случае предсказуемости безусловного стимула может быть предсказана, например, фобическая реакция. Если организм не обладает готовым ответом для достижения намеченного результата, то такая последовательность является неконтролируемой.
Практическая часть
Основу любой науки составляет изучение фактов. Те способы, при помощи которых добываются, вытесняются факты, называются методами науки. Методы каждой науки зависят от ее предмета - оттого, что она изучает. Методы детской психологии – это способы выяснения фактов, характеризующих психического развития ребенка.
Казалось бы, эти факты окр ...
Аффекты
Аффекты занимают среднее место: с одной стороны, они составляются из чувств, а с другой, при известных условиях, входят в волевые процессы. От обыкновенных чувств аффекты отличаются, впрочем, не только тем, что соединяют сменяющие»:
чувства в одно, но обыкновенно еще и большей силой чувст. Кроме того, сильные чувства и аффекты так тесн ...
Реакция горя
Примером клинической динамики адаптивного расстройства может служить реакция горя, последовавшая за смертью значимого человека. По данным статистики после смерти человека резко возрастает заболеваемость и смертность среди его близких родственников (от 40% и выше). Реакция на это событие возможна либо в виде неосложненной реакции горя ли ...