Стресс и управление им
в деятельности руководителяю Стресс как психологическое состояние организмаСтраница 5
Существуют следующие возможности для идентификации объективных ситуационных характеристик: а) привлечение экспертов, применяющих объективные критерии; б) поиск репрезентативных примеров субъектов исследования (например, их можно спросить о том, в какой степени определенные ситуации и события способны повлиять на определенные формы их поведения); в) введение объективных ситуационных характеристик экспериментальным путем.
Психологические параметры стрессовой ситуации: объективные характеристики стресса в объективные параметры ситуации. /3/
Объективные характеристики стресса:
1. Утрата - устранение желаемого источника вознаграждения или позитивного подкрепления (например, прекращение взаимоотношений).
2. Наказание - возникновение неприятной (аверсивной) ситуации (например, дорожная авария или приступ болезни).
Объективные параметры ситуации:
1. Валентность - присущая ситуации стрессогенность.
2. Контролируемость - имеющиеся возможности для контроля над ситуацией.
З. Изменчивость - вероятность того, что ситуация изменится сама по себе, то есть в результате собственной динамики (например, погода).
4. Неопределенность - степень, в которой ситуация не содержит достаточной информации для ясного понимания ее смысла.
5. Повторяемость - вероятность повторения стрессовой ситуации.
Роль восприятия и оценки в процессах адаптации изучалась многими учеными (Лазарус Р.С, Абрамсон Л. Я., Селиман М. Е., Фишер С.). Адаптивное поведение связано с процессами восприятия и может быть частично предсказано благодаря учету его характеристик. Предсказуемость поведения зависит также от эмоций и копинга (Фолкман С., Лазарус Р.С.). Исследования Ж. Гарбера с коллегами (1980) указывают на субъективную вероятность контролируемости и изменчивости. Субъективную контролируемость следует понимать как оценку личной способности оказывать позитивное влияние на стрессор в пределах конкретного времени. /1/
Еще одним субъективным параметром ситуации является валентность. Валентность относится к негативному или позитивному качеству ситуации в связи с интенсивностью ее влияния на личность. В контексте рассмотрения негативных ситуаций валентность означает субъективную оценку степени тяжести ситуации.
Следующей субъективной характеристикой ситуации, связанной копингом, служит степень ее воспринимаемой неопределенности. Это показывает субъективную оценку степени неясности ситуации. Субъективно воспринимаемая локализация события во времени (прошлом, настоящем, будущем) и его продолжительности вместе с вероятностью повторения является результатом восприятия субъектом объективных ситуационных параметров. Все это зависит от мышления, планов и целей личности.
Основные субъективные параметры стрессовой ситуации.
1. Валентность - субъективное значение ситуации, которое влияет на ее стрессогенность, что индивидуально обусловлено.
2. Контролируемость - субъективная оценка личной способности контроля над стрессовой ситуацией.
З. Изменчивость - субъективная оценка того, что стрессовая ситуация изменится самостоятельно, без участия субъекта.
4. Неопределенность - субъективная оценка неопределенности и неясности ситуации.
5. Повторяемость - субъективная оценка повторяемости стрессовой ситуации.
6. Осведомленность - степень личного опыта переживания подобных ситуаций.
Стрессовые ситуации могут изменять свои объективные психологические особенности в результате копинга или же, напротив, оставаться стабильными, несмотря на прилагаемые усилия. Они также подвержены изменениям в результате собственной динамики. Это подчеркивает важность субъективного восприятия характеристик процесса стрессового события. /29/
Объем кратковременной памяти и внимания у школьников
Для представления общего состояния объема кратковременной памяти у школьников на сегодняшний день данные представлены в виде диаграммы (рис. 3).
Рисунок 3 – Показатели объема кратковременной памяти
Из диаграммы видно, что у большей половины (57 %) школьников объем кратковременной памяти ниже среднего. На втором месте (31 %) объем па ...
Психолого-педагогические проблемы социальных сирот.
Социализация, воспитание, проживание детей-сирот в современной России происходит в условиях государственной системы призрения, которая основана на принципах сепарации от общества. Исторически такая система социализации восходит к педагогическим проектам эпохи Просвещения, когда считалось, что через систему интернатного воспитания можно ...
Свойства внимания
Внимание характеризуется различными качествами или свойствами. Внимание обладает сложной функциональной структурой, образованной взаимосвязями его основных свойств.
Свойства внимания делятся на первичные и вторичные. К первичным относятся объем, устойчивость, интенсивность, концентрация, распределение внимания, к вторичным - колебания ...
