Psfine

Позитивная психология

Приложения
Страница 2

Если это упражнение проводится в течение дня тренинга, то с его помощью можно красиво разбить группу на новые случайные пары. В определенный момент тренер говорит: «Покажи на того, с кем бы вы хотели поработать в новом парном упражнении» - и просит задержать руки. Тренер быстро обходит группу и отмечает, есть ли взаимные выборы. Это и будут новые пары. Сделавшие взаимный выбор выходят из группы. Инструкция повторяется. Снова взаимно выбравшие выходят из круга и т.д. Группа в результате разделяется на пары, образованные за счет взаимного выбора.

«Линеечка».

Это упражнение из типа упражнений на личностную внимательность.

Доброволец выбирает из группы пять человек. Лучше, если это будут либо юноши, либо девушки. Тренер предлагает добровольцу построить их в линеечку, с одного края который будет самый-самый, например общительный из пяти выбранных, а с другой наименее общительный, с его точки зрения, из пяти.

Вместо общительности можно взять другое человеческое свойство: хитрость, красоту, сообразительность, агрессивность, вежливость, застенчивость и т.д. Собственно говоря, такие «линеечки» и выстраивают следующие добровольцы. Тренер начинает работать с «линеечкой»: а куда бы себя по этому качеству в той «линеечке» поставил тот, кто поставлен первым? А как себя видит последний, на каком месте? Пусть себя этой «линеечкой» померяет сам доброволец. Пусть доброволец найдет место для тренера в этой «линеечке», измеряющей определенное человеческое свойство. Наконец тренер может попросить очередного добровольца померить некоторой нужной тренеру «линеечкой» нужного тренеру героя. Например, доброволец выбрал пять человек, и тренер попросил их поставить по такому признаку: «Кто больше всего мешает тренеру? Но потом тренер неожиданно просит расставленной «линеечкой» померить конкретного человека или группу подростков.

Необходимо помнить, что упражнение «Линеечка» можно выполнить и как упражнение-загадку, когда расставляющий пятерку подростков знает, по какому свойству они расставляются, а группа должна еще отгадать это человеческое, личностное или поведенческое качество, зная только, что на одном полюсе «линейки» его много, а на другом – мало.

«Горячий стул».

Некий подросток садится на стул, в центре тренингового круга, и каждый участник тренинга по очереди говорит, какую ассоциацию тот вызывает, или говорит ему то, что считает нужным и возможным.

«Лучи солнца».

Это одна из техник невербальной обратной связи конкретному участнику тренинга. Участник стоит с закрытыми глазами в центре круга, вся группа (до 18 человек) – вокруг него по большой окружности. Группа получает инструкцию: «Сейчас каждый из вас очень медленно и бесшумно подойдет к тому, кто стоит в центре. Остановитесь там, на таком расстоянии от центра, которое соответствует вашему отношению к подростку в центре. Конечно, можно смотреть по сторонам и учитывать, как к нему относятся другие». На упражнение дается минута-полторы. Группа замирает, чтобы запечатлеть взаимное расположение в пространстве. Затем по команде тренера все медленно и бесшумно возвращаются на первоначальные позиции.

Подросток, стоящий в центре открывает глаза. Тренер предлагает ему отгадать, кто как к нему относится, если мерой отношения будет расстояние от него до человека. Стоящий в центре просит каждого медленно приближаться и останавливает его там, где считает нужным. Группа опять замирает на некоторое время, чтобы постоять так, как ее расставил стоящий в центре. Затем тренер просит стоящего в центре последовательно посмотреть в глаза каждому, а того на кого он смотрит, тут же занять позицию, которая соответствует его (этого подростка) собственному отношению к тому, кто в центре. Происходит «таинство»: прямо под взглядами стоящего в центре группа преобразуется, по-другому. Необходимо дать выговориться подростку, стоящему в центре: что его больше всего поразило? Чего он никак не ожидал?

В этом упражнении необходимо помнить, что большому числу подростков будет трудно разместиться одновременно вблизи от центра. Поэтому нужно или сделать большой круг, или ограничивать количество «лучей солнца», т.е. участвующих в невербальном предъявлении своего отношения подростков.

Приложение Г

Проективные упражнения

«Покажи кто?»

Два добровольца из группы садятся на стул плечом к плечу. Лучше, чтобы это были две девушки или два парня. Тренер выбирает из группы третьего – того, кто будет сравнивать. Это должен быть подросток, у которого нет близких отношений с кем-то из двоих сравниваемых, но одновременно достаточно знакомый с ними по тренинговым занятиям. Третий подросток садится за спиной у двух сравниваемых.

Страницы: 1 2 3


Теоретические аспекты взаимосвязи индивидуальных психологических особенностей и особенностей произвольной саморегуляции и стресс-совладающего поведения. Особенности вегетативного баланса нервной си
В контексте концепции о личностном потенциале, которая активно разрабатывается в современной отечественной психологии, одно из ключевых мест занимает представление о личностном адаптационном потенциале (ДА. Леонтьев; Ф.Б. Березин, А.М. Богомолов, А.Г. Маклаков) []. Личностный адаптационный потенциал рассматривается как интегральная пер ...

Экспериментальное исследование внимания детей с задержкой психического развития. Цели, задачи и организация констатирующего эксперимента
При теоретическом рассмотрении особенностей внимания было определенно, что у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития непроизвольное внимание развито значительно лучше, чем произвольное. Все новое неожиданное, яркое, интересное само по себе привлекает внимание детей безо всяких усилий с их стороны. Детям трудно сосре ...

Р е з ю м е.
Шесть правил, соблюдение которых Позволяет понравиться людям Правило 1. Искренне интересуйтесь другими людьми. Правило 2. Улыбайтесь. Правило 3. Помните, что имя человека - это самый сладостный самый важный для его звук на любом языке. Правило 4. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе. Правило 5. Говорит ...