Psfine

Позитивная психология

Развитие внимания » Обработка и анализ результатов

Обработка и анализ результатов

В результате эксперимента получают следующие данные: количество просмотренного материала, измеряемое либо в строках, либо в отдельных символах (буквах); количество ошибок (ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание). Эти данные характеризуют меру производительности и меру точности работы испытуемого. На основании их выводится обобщенная оценка его работы.

Показатель точности работы А, отражающий степень устойчивости внимания, вычисляется по формуле:

где Σ — число правильно зачеркнутых знаков, а О — число ошибок.

Если испытуемый не допускает ни одного пропуска, этот показатель равен единице; при наличии ошибок он всегда меньше единицы.

Показатель точности в основном отражает состояние •общей психической работоспособности испытуемого, его утомляемость, степень устойчивости его внимания.

Показатель производительности или продуктивности работы Е вычисляется по формуле:

Е = SА,

где S — число всех просмотренных знаков.

При обработке результатов определяется продуктивность работы по минутам и в целом за эксперимент, т. е. подсчитываются:

количество просмотренных букв (S),

число правильно зачеркнутых букв (Σ),

количество ошибок (О).

Особое внимание обращается на то, как снижается (или увеличивается) продуктивность от минуты к минуте, растет ли число ошибок.

Следует обращать внимание на распределение ошибок по минутам. При общем снижении работоспособности число ошибок равномерное или нарастает к концу работы по мере утомления; при некоторых функциональных расстройствах психической деятельности наблюдается неравномерное распределение ошибок: на фоне безошибочного выполнения задания возникают небольшие периоды скопления ошибок и даже пропуски целых строк подряд.

Влияние упражняемости на выполнение корректурной пробы невелико. Методику можно применять многократно.

На основании полученных количественных данных целесообразно построить графики динамики продуктивности работы по минутам и в целом за эксперимент (рис.2).

Рис.2. График динамики продуктивности работы (поминутно).

Весьма показательны простые графики, в которых совмещены две кривые: изменение скорости работы (по количеству знаков, просмотренных в единицу времени) и изменение точности (по количеству ошибок в те же интервалы). Построение таких графиков позволяет выявить утомляемость испытуемого (снижение скорости и точности), колебания того или иного показателя. Возникает также возможность сравнивать количество работы испытуемого в разные дни и часы.

С помощью корректурной пробы можно исследовать и переключаемость внимания. В этом случае испытуемому предлагается работать различными способами на разных строках корректурной таблицы.

Задание может быть, например, следующим: вычеркивать на двух строчках две буквы (например, В и Н), а на третьей строке — две другие буквы (например, К и Д);

затем вновь В и Н на двух строках, а К и Д — на одной строке. В другом варианте задание может различаться для четных и нечетных строк корректурной таблицы.

Общая продолжительность работы — 9 мин.

Коэффициент переключаемости С отражает количество ошибок в %, вызванных переключением внимания, и вычисляется по формуле:

,

где S0 — количество неверно обработанных строк (в которых допущены ошибки);

S — общее количество просмотренных строк.

2.2.2 Таблицы Шульте

Цель исследования: определение объема внимания и динамики работоспособности.

Материал и оборудование: для проведения эксперимента нужно иметь пять таблиц размером 25х25 см с написанными на них в беспорядке числами от 1 до 25. На каждой таблице числа расположены по-разному. Кроме того, для эксперимента потребуются секундомер и небольшая указка


Найти проблему
Как вы уже убедились, мы говорим не о мышлении в узком, специальном смысле слова, а скорее, об организации умственной деятельности, но акцентируем внимание па мышлении. Еще одним принципом грамотного мышления является проблематизация воспринимаемого и усваиваемого материала. Для многих слово "проблема" имеет негативную окраск ...

Технологии развития Я-концепции у детей и подростков. Программы, направленные на выявление Я-концепции. Программа Е.Рылеевой «Как помочь дошкольнику найти свое Я»
Программа разработана психологом Еленой Рылеевой в рамках педагогической технологии «Открой себя», структура которой представлена в лестнице социальной зрелости (рис. 3). Для ребенка 6 лет это практическая энциклопедия семейного воспитания. В книге содержится описание индивидуальных занятий взрослого с ребенком, способствующих общему р ...

Агрессия затрагивает живые существа
Согласно нашему определению, только те действия, которые причиняют вред или ущерб живым существам [1], могут рассматриваться как агрессивные по своей природе. При всей очевидности того, что люди часто теряют контроль над собой, что-то разбивают или наносят удары по различным неодушевленным предметам, например, по мебели, посуде, стенам ...