Основные закономерности возрастной динамики смысла
любвиСтраница 13
Разрыв в значимости ситуаций у мужчин максимален в студенчестве, когда для них максимально важна забота любимой и безопасность (первый генеральный фактор - счастье в любви). В семейной жизни, напротив, мужчины стремятся удовлетворять сразу несколько потребностей, которые для них важны: потребность в получении заботы, внимания, потребность в самоотдаче и сексуальная потребность. Мужья хотят строить разные паттерны отношений (в отличие от жен), но с одной женщиной.
Возможно соотнести представления студенток о любви с типами любви, выделенными на этой же ментальности при изучении любви через метафоры. Образ мужчины друга, романтичного и понимающего связан с существованием такого типа любви, как любовь-эротика: красивая, приятная, легкая и простая. Такая любовь описывается метафорами море, полет, цветок, сказка. Образ мужчины любовника в этом возрасте соотносится с любовью-страстью: опасной, разрушительной, иррациональной, непостоянной и бурной. Образ мужчины –каменной стены связан с установкой на строительство отношений рациональных, постоянных, созидающих, безопасных и прочных.
Для мужчин во всех возрастах безопасность в отношениях - это отсутствие измены, для женщин - гарантия, что мужчина не уйдет. Таким образом, мужчины считают: "Пусть лучше уходит, чем изменят", женщины: "Пусть изменяет, но остается".
Счастье и для мужчин, и для женщин - это забота, получение и безопасность отношений. У счастья в таком представлении внешний локус контроля.
У мужчин ситуации счастья и создания семьи больше связаны (школьники и мужья), чем у женщин. Женские представления во всех возрастах разводят счастье и семейную жизнь.
Счастье в любви для мужчин и женщин ассоциируется с желтым, оранжевым, розовым, голубым, светло-зеленым цветом. Эти цвета максимально подходят мужчине - другу в преставлении женщин, и символизируют отсутствие вульгарности, стервозности, умение понимать для мужчин (образы девушки - друга у школьников, жены для мужей).
Сексуальный компонент отношений раскрывается мужчинами и женщинами через символику красного, малинового цвета и фиолетового (для мужчин). Через эти цвета раскрываются образы любовника для женщин любовницы, идеальной женщины для мужчин.
Максимально отвергаемыми цветами в пространстве любви оказались черный, серый, коричневый.
Для женщин темно-синий цвет ассоциируется с мужественностью как властностью, доминантностью в отношениях (образ защитника на всех возрастных этапах, образ дон жуана для школьниц; ситуации власти и творчества в отношениях для школьниц, секса как орудия власти для студенток, создания семьи как достижения власти для жен). Для мужчин темно-синий цвет ассоциируется с образами бизнес-леди (школьники), интеллигентки (студенты, мужья) и не является цветом привлекательных для построения близких отношений женщин.
Таким образом, анализ возрастной динамики смысла любви показал высокую устойчивость выделенных при анализе женской ментальности мужских образов: друг, любовник, "каменная стена". Основными мотивами построения близких отношений для женщин являются мотив создания семьи и стремление к безопасности, жизненной стабильности, сексуальный мотив, мотив получения заботы и внимания. Для мужской ментальности более типична кардинальная трансформация образов и типов ситуаций. На смену школьных образов девушки-друга, любовницы и бизнес-леди приходят образы роковой женщины (антипод девушки-друга), идеальной женщины (построен на основе образа любовницы), бизнес-леди и интеллигентки в студенчестве. Мужьями выделяются уже три образа женщин: жена (развитие образа идеальной девушки), роковая женщина (объединяющая в себе черты роковой женщины для студентов и бизнес-леди) и интеллигентки. Наиболее устойчивыми для мужской ментальности являются такие мотивы создания близких отношений, как мотив получения заботы и внимания и сексуальный мотив.
После
1
20
25,6%
35
44,8%
36
46,2%
30
38,46%
12
15,4%
6
7,7%
10
12,8%
7
9%
2
52
28,57%
85
46,7%
51
28,02%
25
13,7%
45
24,7%
48
26,3%
34
18,7%
24
13,3%
3
71
32,8%
150
69,5%
40
18,5%
30
13,9%
80
37,1%
30
13,9%
25
11,6%
6
2,7%
4
...
Исследование тревожности по методике Спилбергера
Цель исследования. Оценка уровня личностной и ситуативной тревожности.
Оснащение. Бланк шкал самооценки Спилбергера, включающий 40 вопросов-суждений, 20 из которых предназначены для оценки уровня ситуативной тревожности и 20 – для оценки уровня личностной тревожности.
Порядок работы. Исследование проводится в группе. Испытуемым предла ...
Теоретические подходы к проблеме изучения социально-психологической
адаптации детей с синдромом Дауна в семье. Причины и
особенность заболевания в отечественной и зарубежной литературе
Синдром Дауна - врожденное нарушение развития, проявляющееся умственной отсталостью, нарушением роста костей и другими физическими аномалиями. Это одна из наиболее распространенных форм умственной отсталости; ею страдает примерно 10% больных, поступающих в психиатрические лечебницы.
На основе достижений последних десятилетий в области ...