Разработка исследовательского инструментария для
изучения смысла любвиСтраница 7
Для дальнейшего психосемантического исследования роли отбирались по частоте встречаемости (а следовательно, по актуальности и понятности для ментальности) и максимальному семантическому отличию друг от друга. Были отобраны следующие мужские роли: муж, любовник, джентльмен, дон жуан, романтик, деспот, тюфяк, эгоист, друг, спонсор, хозяин, зануда, защитник, лидер, наставник; и женские роли: жена любовница, хозяйка, кокетка, стерва, мать, ребенок, роковая женщина, друг, принцесса, мечтательница, проститутка, интеллигентка, бизнес-леди. Типы ситуаций формулировались, с одной стороны, на основе анализа глаголов, описывающих поведение мужчин, женщин. С другой стороны, на основе проведенного теста предельных смыслов А.Д. Леонтьева (147). Испытуемым давалась следующая инструкция:
" Вы участвуете в психологическом исследовании значения любви в жизни человека.
Разделите, пожалуйста, свой листок на три колонки.
В первую колонку столбиком друг под другом напишите 5 ответов на вопрос: "Зачем человеку нужна любовь? ". Ответы должны начинаться со слова "чтобы". Теперь задайте вопрос "Зачем это человеку? " к первому ответу в первой колонке. Запишите свой ответ во вторую колонку. Он также должен начинаться со слова "чтобы". Затем заполните третью колонку, задав вопрос "Зачем это человеку" к ответу во второй колонке. Ваш новый ответ должен начинаться со слова "чтобы".
Аналогично заполните четыре следующие строчки вашей таблицы.
Она будет иметь вид:
Зачем человеку нужна любовь? |
Зачем это человеку? |
Зачем это человеку? |
чтобы |
чтобы |
чтобы |
чтобы |
чтобы |
чтобы |
Результаты теста обрабатывались методом контент - анализа: все ответы испытуемых были разбиты по категориям, после чего подсчитывалась значимость каждой категории.
Категория |
Значимость в% для мужчин |
Значимость в% для женщин |
Я |
76,5 |
82,3 |
Семья, род |
11,5 |
7,9 |
Партнер |
3,6 |
4,7 |
Человечество, люди |
3,2 |
2,8 |
Жизнь |
2,5 |
1,7 |
Мы |
1,9 |
0,2 |
Любовь |
0,8 |
0,4 |
Иерархия мотивировок оказалась одинаковой для мужчин и женщин. На первом месте оказалась категория "Я", включающие мотивировки связанные с потребностями человека. Эта категория распалась на две подгруппы:
дефицитарные потребности: "не быть одиноким, чтобы не было скучно, чтобы не было грустно, не быть несчастным, быть нужным, не растерять связь с близкими";
позитивно сформулированные потребности: "быть счастливым, получать удовольствие, быть любимым, радоваться жизни, жить в гармонии, получать нежность, заботу, общаться, саморазвиваться, самосовершенствоваться, реализовать творческий потенциал". Эта группа включает также потребности, при реализации которых любовь является лишь средством "заработать денег, улучшить положение в обществе, быть, как все".
На втором месте оказались ответы, связывающие любовь с созданием семьи, счастьем иметь детей, продолжением рода. Третье место занимать ориентация в отношениях на партнера: желание отдавать, дарить, делать другого человека счастливым, заботится о нем, уважать партнера. Категория "человечество, люди" отражает связь любви в сознании респондентов с глобальными задачами выживания человечества, улучшением человека, отношений между людьми. Категория "жизнь" включает видение любви как средства улучшения жизни, ее обогащения, наполнения смыслом (при этом мотивировки "жить, жить припеваючи, жить счастливо" относились к потребностям Я). Категория мы включает мотивировки "чтобы существовало чувство Мы", "чтобы Мы было важнее, чем Я" и связана с ориентацией не на себя, не на партнера, а на нечто новое, что рождается во взаимодействии, на категорию "МЫ". Категория "любовь" включает объяснение смысла любви самим фактом существования любви "чтобы была любовь" (мотивировки "чтобы быть любимым, чтобы любить" относились к категории Я).
Теоретические основы исследования проблемы межличностных отношений
подростков с девиантным поведением. Возрастные психологические особенности
подростков с девиантным поведением
Подростковый возраст – остро протекающий переход от детства к взрослости, когда выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, вызывающий характер его поведен ...
Проведение исследования
Было проведено исследование двух групп по 10 человек. Группа А –испытуемые от 18 до 28 лет, группа В – испытуемые от 28 до 38 лет.
Испытуемым было предложено ответить на вопросы шкал согласно инструкциям.
Обработка результатов проводилась следующим образом:
4) Было проведено определение показателей ситуативной и личностной тревожност ...
Основные формы чувств
Не может быть и сомнения, что если мы обратимся за данными к непосредственному опыту, то перед нами выделятся в качестве двух отчетливо различных форм чувства удовольствия и неудовольствия. Но пусть наблюдатель попытается распространить субъективный анализ чувств на более широкую область наблюдения .; тогда неминуемо выделится перед ним ...