Psfine

Позитивная психология

Материалы » Возрастная динамика смысла любви » Разработка исследовательского инструментария для изучения смысла любви

Разработка исследовательского инструментария для изучения смысла любви
Страница 7

Для дальнейшего психосемантического исследования роли отбирались по частоте встречаемости (а следовательно, по актуальности и понятности для ментальности) и максимальному семантическому отличию друг от друга. Были отобраны следующие мужские роли: муж, любовник, джентльмен, дон жуан, романтик, деспот, тюфяк, эгоист, друг, спонсор, хозяин, зануда, защитник, лидер, наставник; и женские роли: жена любовница, хозяйка, кокетка, стерва, мать, ребенок, роковая женщина, друг, принцесса, мечтательница, проститутка, интеллигентка, бизнес-леди. Типы ситуаций формулировались, с одной стороны, на основе анализа глаголов, описывающих поведение мужчин, женщин. С другой стороны, на основе проведенного теста предельных смыслов А.Д. Леонтьева (147). Испытуемым давалась следующая инструкция:

" Вы участвуете в психологическом исследовании значения любви в жизни человека.

Разделите, пожалуйста, свой листок на три колонки.

В первую колонку столбиком друг под другом напишите 5 ответов на вопрос: "Зачем человеку нужна любовь? ". Ответы должны начинаться со слова "чтобы". Теперь задайте вопрос "Зачем это человеку? " к первому ответу в первой колонке. Запишите свой ответ во вторую колонку. Он также должен начинаться со слова "чтобы". Затем заполните третью колонку, задав вопрос "Зачем это человеку" к ответу во второй колонке. Ваш новый ответ должен начинаться со слова "чтобы".

Аналогично заполните четыре следующие строчки вашей таблицы.

Она будет иметь вид:

Зачем человеку нужна любовь?

Зачем это человеку?

Зачем это человеку?

чтобы

чтобы

чтобы

чтобы

чтобы

чтобы

Результаты теста обрабатывались методом контент - анализа: все ответы испытуемых были разбиты по категориям, после чего подсчитывалась значимость каждой категории.

Категория

Значимость в% для мужчин

Значимость в% для женщин

Я

76,5

82,3

Семья, род

11,5

7,9

Партнер

3,6

4,7

Человечество, люди

3,2

2,8

Жизнь

2,5

1,7

Мы

1,9

0,2

Любовь

0,8

0,4

Иерархия мотивировок оказалась одинаковой для мужчин и женщин. На первом месте оказалась категория "Я", включающие мотивировки связанные с потребностями человека. Эта категория распалась на две подгруппы:

дефицитарные потребности: "не быть одиноким, чтобы не было скучно, чтобы не было грустно, не быть несчастным, быть нужным, не растерять связь с близкими";

позитивно сформулированные потребности: "быть счастливым, получать удовольствие, быть любимым, радоваться жизни, жить в гармонии, получать нежность, заботу, общаться, саморазвиваться, самосовершенствоваться, реализовать творческий потенциал". Эта группа включает также потребности, при реализации которых любовь является лишь средством "заработать денег, улучшить положение в обществе, быть, как все".

На втором месте оказались ответы, связывающие любовь с созданием семьи, счастьем иметь детей, продолжением рода. Третье место занимать ориентация в отношениях на партнера: желание отдавать, дарить, делать другого человека счастливым, заботится о нем, уважать партнера. Категория "человечество, люди" отражает связь любви в сознании респондентов с глобальными задачами выживания человечества, улучшением человека, отношений между людьми. Категория "жизнь" включает видение любви как средства улучшения жизни, ее обогащения, наполнения смыслом (при этом мотивировки "жить, жить припеваючи, жить счастливо" относились к потребностям Я). Категория мы включает мотивировки "чтобы существовало чувство Мы", "чтобы Мы было важнее, чем Я" и связана с ориентацией не на себя, не на партнера, а на нечто новое, что рождается во взаимодействии, на категорию "МЫ". Категория "любовь" включает объяснение смысла любви самим фактом существования любви "чтобы была любовь" (мотивировки "чтобы быть любимым, чтобы любить" относились к категории Я).

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9


Организация целенаправленного наблюдения младших школьников за людскими характерами в учебном процессе
Уроки русского языка, литературного чтения, изучение курса «Человек и общество» позволяют включать в дидактический процесс организацию преднамеренного наблюдения над людскими характерами. Методами организации таких наблюдений являются: 1) тесты на выявление способностей к эмпатии; 2) метод решения психолого-педагогических задач; 3) р ...

Психологическое обеспечение процесса переговоров
Разговор о психологическом обеспечении самого процесса переговоров я хотел бы начать с анализа весьма распространенной ошибки, имеющей стратегический характер. Дело в том, что в процессе переговоров любой человек занимает одновременно две позиции: деловую и психологическую. Что такое деловая позиция? Это те предложения, которые высказыв ...

Техника самооценки и ревизия убеждений
Записать цель, которую вы хотите достичь. Создать шкалу: 1 2 3 4 5 1 – самая низкая степень веры. Указать как сильно верим в свою цель по отношению к суждениям: - моя цель желанна и стоит этого - эта цель достижима - то, что мне нужно сделать для достижения этой цели, нормально и естественно - у меня есть необходимые способнос ...