Psfine

Позитивная психология

Материалы » Возрастная динамика смысла любви » Разработка исследовательского инструментария для изучения смысла любви

Разработка исследовательского инструментария для изучения смысла любви
Страница 7

Для дальнейшего психосемантического исследования роли отбирались по частоте встречаемости (а следовательно, по актуальности и понятности для ментальности) и максимальному семантическому отличию друг от друга. Были отобраны следующие мужские роли: муж, любовник, джентльмен, дон жуан, романтик, деспот, тюфяк, эгоист, друг, спонсор, хозяин, зануда, защитник, лидер, наставник; и женские роли: жена любовница, хозяйка, кокетка, стерва, мать, ребенок, роковая женщина, друг, принцесса, мечтательница, проститутка, интеллигентка, бизнес-леди. Типы ситуаций формулировались, с одной стороны, на основе анализа глаголов, описывающих поведение мужчин, женщин. С другой стороны, на основе проведенного теста предельных смыслов А.Д. Леонтьева (147). Испытуемым давалась следующая инструкция:

" Вы участвуете в психологическом исследовании значения любви в жизни человека.

Разделите, пожалуйста, свой листок на три колонки.

В первую колонку столбиком друг под другом напишите 5 ответов на вопрос: "Зачем человеку нужна любовь? ". Ответы должны начинаться со слова "чтобы". Теперь задайте вопрос "Зачем это человеку? " к первому ответу в первой колонке. Запишите свой ответ во вторую колонку. Он также должен начинаться со слова "чтобы". Затем заполните третью колонку, задав вопрос "Зачем это человеку" к ответу во второй колонке. Ваш новый ответ должен начинаться со слова "чтобы".

Аналогично заполните четыре следующие строчки вашей таблицы.

Она будет иметь вид:

Зачем человеку нужна любовь?

Зачем это человеку?

Зачем это человеку?

чтобы

чтобы

чтобы

чтобы

чтобы

чтобы

Результаты теста обрабатывались методом контент - анализа: все ответы испытуемых были разбиты по категориям, после чего подсчитывалась значимость каждой категории.

Категория

Значимость в% для мужчин

Значимость в% для женщин

Я

76,5

82,3

Семья, род

11,5

7,9

Партнер

3,6

4,7

Человечество, люди

3,2

2,8

Жизнь

2,5

1,7

Мы

1,9

0,2

Любовь

0,8

0,4

Иерархия мотивировок оказалась одинаковой для мужчин и женщин. На первом месте оказалась категория "Я", включающие мотивировки связанные с потребностями человека. Эта категория распалась на две подгруппы:

дефицитарные потребности: "не быть одиноким, чтобы не было скучно, чтобы не было грустно, не быть несчастным, быть нужным, не растерять связь с близкими";

позитивно сформулированные потребности: "быть счастливым, получать удовольствие, быть любимым, радоваться жизни, жить в гармонии, получать нежность, заботу, общаться, саморазвиваться, самосовершенствоваться, реализовать творческий потенциал". Эта группа включает также потребности, при реализации которых любовь является лишь средством "заработать денег, улучшить положение в обществе, быть, как все".

На втором месте оказались ответы, связывающие любовь с созданием семьи, счастьем иметь детей, продолжением рода. Третье место занимать ориентация в отношениях на партнера: желание отдавать, дарить, делать другого человека счастливым, заботится о нем, уважать партнера. Категория "человечество, люди" отражает связь любви в сознании респондентов с глобальными задачами выживания человечества, улучшением человека, отношений между людьми. Категория "жизнь" включает видение любви как средства улучшения жизни, ее обогащения, наполнения смыслом (при этом мотивировки "жить, жить припеваючи, жить счастливо" относились к потребностям Я). Категория мы включает мотивировки "чтобы существовало чувство Мы", "чтобы Мы было важнее, чем Я" и связана с ориентацией не на себя, не на партнера, а на нечто новое, что рождается во взаимодействии, на категорию "МЫ". Категория "любовь" включает объяснение смысла любви самим фактом существования любви "чтобы была любовь" (мотивировки "чтобы быть любимым, чтобы любить" относились к категории Я).

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9


Формы общения
1) монологическая — когда только одному из партнеров отводится роль активного участника, а другому — пассивного исполнителя (например, лекция, нотация и т.д.); 2) диалоговая — характерно сотрудничество участников — собеседников или партнеров по общению (например, беседа, разговор); 3) полилогическая — многостороннее общение, которое н ...

Коррекционная работа по развитию внимания дошкольников с задержкой психического развития. Общие принципы, задачи, направления коррекционно педагогической работы
Переход на обучение с шестилетнего возраста настоятельно требует создания психологической службы, в задачи которой должна входить диагностика готовности к обучению в школе, в том числе своевременное выявление детей с задержкой психического развития (ЗПР), нуждающихся в специальных формах коррекционно-педагогической работы. В качестве о ...

Техника скрещивания якорей
1. Берем триггер и накладываем якорь (на одном колене). 2. Берем ресурсное состояние. Его мы якорим на другом колене. 3. После того, как мы наводим якоря до совершенства – мы нажимаем сразу на два колена. Холодное с горячим – теплое. Проблема: если ресурсное состояние +3, проблемное состояние -10, то итог -7. Для этого используют тех ...