Разработка исследовательского инструментария для
изучения смысла любвиСтраница 4
Следующий этап исследования был связан с переносом ракурса исследования из метафорической плоскости в плоскость социального взаимодействия. Смысл любви на данном этапе раскрывался через соотнесение предмета потребности с ситуацией удовлетворения потребности. Таким образом, для составления семантических матриц потребовалось знание образов мужчин и женщин, наиболее значимых для построения близких отношений, и ситуаций, задающих пространство социального взаимодействия любящих людей.
Мужские и женские роли отбирались на основе предварительного анкетного исследования. На этом этапе испытуемых просили описать с помощью глаголов пять наиболее часто встречающихся женских и пять мужских типов поведения, и обозначить, как можно назвать женщину (мужчину), которые ведут себя таким образом. Инструкция к анкете имела вид:
Любовь каждый человек понимает по-своему и ведет себя в любви различно. Представьте, пожалуйста, 5 наиболее часто встречающихся типов женского поведения в любви. Опишите каждый тип 5 глаголами. Напишите, как можно назвать женщину, которая ведет себя в любви соответственно 1,2,3,4,5 типу.
Аналогично, опишите каждый из 5 наиболее часто встречающихся типов мужского поведения пятью глаголами. Укажите, как можно назвать мужчину, который ведет себя соответственно 1,2,3,4,5 типу.
Тип женского поведения в любви (5 глаголов) |
Как можно назвать женщину, которая так себя ведет? |
Тип мужского поведения в любви (5 глаголов) |
Как можно назвать мужчину, который так себя ведет? |
В результате были составлены таблицы описания мужских и женских ролей и мужского и женского поведения представителями обоих полов (Приложение).
Женское поведение |
Женские роли | |||||
Число качественно разных глаголов |
Число совпадающих глаголов/ процент от числа разных ролей |
Общее число глаголов |
Число разных ролей |
Число совпадающих ролей/ процент от числа разных ролей |
Общее число ролей | |
Оценки мужчин |
171 |
50 29% |
271 |
59 |
12 20,3% |
85 |
Оценки женщин |
215 |
65 30,2% |
405 |
75 |
19 25,3% |
123 |
Совпадение оценок мужчин и женщин |
75 23,8% |
19 16,1% | ||||
Число качественно разных глаголов |
Число совпадающих глаголов/ процент от числа разных ролей |
Общее число глаголов |
Число разных ролей |
Число совпадающих ролей/ процент от числа разных ролей |
Общее число ролей | |
Оценки мужчин |
133 |
31 23,3% |
203 |
58 |
10 17,2% |
82 |
Оценки женщин |
116 |
32 27,6% |
174 |
69 |
19 27,5% |
105 |
Совпадение оценок мужчин и женщин |
38 17,6% |
14 12% |
Анализ использования времени
Вполне возможно, что при первом взгляде на данные, полученные методом "самофотографии", вы удивитесь и даже ужаснетесь тому, как много времени уходит "впустую". Не удивляйтесь, переоценка собственной занятости — явление обычное и расценивается психологами как вполне положительная особенность человеческой психики.
В ...
Содержание, методы и социально-психологические условия профориентационного консультирования
старшеклассников
Профессиональная ориентация (от франц. оrientation - установка) – система психолого-педагогических и медицинских мероприятий, по оказанию помощи в выборе профессии, в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями, а также возможностями, которые предоставляет человеку общество. Профориентация – очень объемное понятие. В про ...
Исследование роли тренинга общения в повышении социального статуса
школьника старших классов. Особенности
социально-психологического тренинга
По мнению А.С. Прутченкова [20] социально-психологический тренинг
- это психологическое воздействие, основанное на активных методах групповой работы; это форма специально организованного общения, в ходе которого решаются, вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки, позвол ...