Psfine

Позитивная психология

Материалы » Формирование навыков понимания другого человека в гуманитарном цикле начальной школы » Организация целенаправленного наблюдения младших школьников за людскими характерами в учебном процессе

Организация целенаправленного наблюдения младших школьников за людскими характерами в учебном процессе
Страница 1

Уроки русского языка, литературного чтения, изучение курса «Человек и общество» позволяют включать в дидактический процесс организацию преднамеренного наблюдения над людскими характерами. Методами организации таких наблюдений являются:

1) тесты на выявление способностей к эмпатии;

2) метод решения психолого-педагогических задач;

3) работа с пиктограммой – определение состояния человека по выражению его лица.

Перечисленные методы были реализованы в двух 3-х и двух 4-ых классах СШ №14 г. Барановичи. Общее количество испытуемых составило 93 человека. В качестве первого ребятам был предложен тест, что в психологии означает стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психический процесс или личность в целом [19, с.343]. Данный тест ставил перед собой цель: исследование уровня эмпатии (сопереживания), то есть умения поставить себя на место другого человека и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Для этого испытуемым было предложено 36 утверждений (см. Приложение 1) и 6 вариантов ответов: «не знаю», «нет, никогда», «иногда», «часто», «почти всегда», «да, всегда». Каждый вариант ответа соответствовал определенному количеству баллов:

- не знаю - 0

- нет, никогда - 1

- иногда -2

- часто -3

- почти всегда -4

- да, всегда -5.

Перед подсчетом полученных результатов была проведена проверка степени откровенности учащихся.

Для этого утверждениям 3, 9, 11, 13, 28, 36 не должен соответствовать ответ «не знаю», а утверждениям 11, 13, 15, 27 – ответ «да». После этого были просуммированы все баллы, приписанные ответам на пункты: 2, 5, 8, 9, 10, 12, 13, 15, 16, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 29 и 32 и результаты каждого ученика соотнесены со шкалой развитости эмпатийных тенденций (см. Приложение 1).

Полученные результаты показали, что в 3 «Б» классе имеют (см. Приложение 2):

а) очень высокий уровень эмпатии – 1 человек;

б) высокий уровень эмпатии – 7 человек;

в) нормальный уровень эмпатии – 13 человек.

В 3 «А» классе (см. Приложение 3):

а) высокий уровень эмпатии – 3 человека;

б) нормальный уровень эмпатии – 18 человек;

в) низкий уровень эмпатии – 1 человек;

В 4 «А» классе (см. Приложение 4):

а) высокий уровень эмпатии – 7 человек;

б) нормальный уровень эмпатии – 18 человек;

в) низкий уровень эмпатии – 1 человек;

В 4 «В» классе (см. Приложение 5):

а) высокий уровень эмпатии – 17 человек;

б) нормальный уровень эмпатии – 7 человек;

Опираясь на полученные результаты по классам, можно отметить, что в младшем школьном возрасте наблюдается 4 уровня эмпатии: очень высокий, высокий, нормальный и низкий, преобладающим среди которых является нормальный уровень эмпатии. Из 93 испытуемых данным уровнем обладают 56 учащихся. Это ребята, которых нельзя назвать «толстокожими», но в то же время они не относятся к числу особо чувствительных лиц. В межличностных отношениях они судят о других по поступкам, а не по своим личным впечатлениям. В общении внимательны, стараются понять больше, чем сказано словами, но при излишнем излиянии чувств собеседника теряют терпение. Предпочитают не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенными, что она будет принята. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следят за действием, чем за переживанием героев. У них нет раскованности чувств, что и мешает полноценному восприятию людей.

Общее количество испытуемых с высоким уровнем эмпатии составляет 34 человека. Это ребята, которые чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое им прощать. С неподдельным интересом относятся к людям. Им нравится «читать» их лица и «заглядывать» в их будущее. Они эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливают контакт и находят общий язык. Такие ребята стараются не допускать конфликта и находить компромиссные решения. В центре событий больше доверяют своим чувствам и интуиции, чем выводам. Предпочитают работать с людьми, нежели в одиночку.

Полученные результаты показали, что есть среди младших школьников ребята и с очень высоким уровнем эмпатии. Однако количество их вовсе незначительно: 1 на 93 испытуемых. Это ребята с болезненно развитым сопереживанием. В общении они тонко реагируют на настроение собеседника, еще не успевшего сказать ни слова. Плохо чувствуют себя в окружении «тяжелых» людей. Нередко испытывают комплекс вины, опасаясь причинить людям хлопоты. Беспокойство за родных и близких не покидает их. Очень ранимы. Могут страдать при виде покалеченного животного.

Страницы: 1 2 3


История становления профориентации
Профессиональной ориентации более ста лет. Рождение профориентации было связано с именем американского психолога Гуго Мюнстерберга, основателя психотехники, который вначале XX века впервые стал разрабатывать и использовать психологические тесты для оценки профессиональных способностей человека. Первые лаборатории профориентации появилис ...

Анализ экспериментальных данных по исследованию взаимосвязи страхов и уровня самооценки у детей младшего школьного возраста
На основании результатов изучения самооценки, общая выборка была разделена на 3 группы: «Группа - 1», состоящая из 12 детей с низким уровнем самооценки; «Группа - 2» из 22 детей с нормальной самооценкой; «Группа – 3» из 19 детей с высоким уровнем самооценки. После этого усредненные показатели групп, по выше перечисленным методикам, были ...

Анализ использования времени
Вполне возможно, что при первом взгляде на данные, полученные методом "самофотографии", вы удивитесь и даже ужаснетесь тому, как много времени уходит "впустую". Не удивляйтесь, переоценка собственной занятости — явление обычное и расценивается психологами как вполне положительная особенность человеческой психики. В ...