Psfine

Позитивная психология

Материалы » Возрастная динамика смысла любви » Разработка исследовательского инструментария для изучения смысла любви

Разработка исследовательского инструментария для изучения смысла любви
Страница 3

Дескрипторы были сгруппированы в следующие группы: оценка, активность, комфортность, сила, продолжительность, реальность, обычность, величина, сложность, упорядоченность (Приложение 4). Максимально количественно и качественно представленной оказалась группа дескрипторов - оценки (48% от общего числа дескрипторов). В группе дескрипторов - оценки были выделены подгруппы по модальностям, что позволило определить на основе какого опыта формируются представления о любви. Доминирующей оказалась группа дескрипторов комплексной оценки, основанной на социальном опыте (красивый-некрасивый, возвышенный-приземленный, совершенный-несовершенный, добрый-злой) и группа дескрипторов зрительной оценки (яркий-тусклый, красочный-серый, дальний-близкий). Можно говорить о значимости оценочного компонента в любви, сформированного на основе социального опыта и опыта зрительного восприятия объекта. Так что, если хотите нравиться, постарайтесь соответствовать социальным эталонам и внешним зрительным стандартам. Следующей по представленности группой оказалась группа дескрипторов-комфортности, характеризующих действие чего-либо на человека (губительный (фатальный) - живительный, изматывающий-расслабляющий, испепеляющий-ласковый, мучительный-легкий). Так что, к социальным и зрительным эталонам можете добавить умение оказывать приятное воздействие на объект любви. Третьей, четвертой группой по количеству вошедших дескрипторов, оказалась активность (основной конструкт - активный-пассивный) и величина (большой-маленький). Мы смотрим на любой через призму активная-пассивная и большая-маленькая. http://kurator.me/ сертолово курсовые и контрольные работы на заказ.

Результатом первого этапа исследования стало составление списка метафор и дескрипторов для дальнейшего исследования. Метафоры и дескрипторы отбирались по частоте встречаемости, образности, представленности в языке и максимальному семантическому отличию друг от друга.

Последующие три этапа исследования были проведены в группе психологов (25 человек). Использовались следующие методики: семантический дифференциал, ранжирование метафор по степени соответствия счастливой и реальной любви, имеющейся в жизни человека. Были получены индивидуальные и обобщенная матрицы оценок разных метафор по предложенным дескрипторам. Анализ первичных данных показал, что любовь в целом, независимо от метафор, оценивается как активная, глубокая, интересная, красивая, сильная и приятная. Вот тот набор характеристик, который позволяет назвать определенное состояние, переживание любовью. Кроме того, были выявлены наиболее важные характеристики, позволяющие описывать любовь той или иной метафорой. Например, чтобы любой была сказкой, чтобы человек, любя, попадал в волшебную страну, необходимо, чтобы любовь была красивой, интересной, нежной, приятной, возвышенной, безопасной. Чтобы говорить, что любовь - это яд, любовь убивает, необходимо, чтобы любовь была опасной, разрушительной, сильной, бурной, но скучной. Тяжелую, пассивную и сложную любовь мы назовем жертвой, а чтобы быть опьяненным любовью она должна быть нежной, приятной, красивой и теплой. Сходят с ума, теряют голову от любви иррациональной, опасной, бурной. А возвышенную, созидающую и активную любовь мы называем творчеством.

Факторный анализ с применением метода VERY MAX позволил выделить установки, связанные с любовью (Приложение 5). Первый фактор описывается такими качествами, как красивый, легкий, приятный, теплый, возвышенный, нежный, простой. Он соответствует гедонистической установке по отношению к любви, связанной со стремлением к красивому, возвышенному, приятному, но при этом легкому и простому. В данном факторе положительный индивидуальный факторный вес имеют метафоры: море, полет, сказка, цветок, отрицательный - болезнь, война, жертва, лабиринт, работа, жажда (все эти метафоры ассоциируются у испытуемых с чем-либо сложным, трудным, неприятным). Первый фактор может быть назван любовь-эротика. Второй фактор включает такие качества, как рациональный, постоянный, созидающий, безопасный, прочный, нежный, спокойный. В этот фактор вошли метафоры: работа, познание, забота. Отрицательный индивидуальный факторный вес имеют метафоры: буря, огонь, яд, цветок. Фактор отражает установку на рациональное строительство отношений, прочных и постоянных. Второй фактор описывает любовь-строительство. Третий фактор описывает активную, бурную, интересную любовь. В него с положительным индивидуальным факторным весом вошли метафоры: буря, война, игра, огонь, с отрицательным - жертва, омут, сон, цветок. Фактор связан с установкой на спонтанное, стихийное самовыражение в любви. Третий фактор - это любовь-страсть. Четвертый фактор включает следующие характеристики: глубокий, прочный, сильный. В него вошли метафоры: река, забота, море, огонь, омут, познание. Такая любовь не может быть описана метафорами: игра, лабиринт, праздник. Четвертый фактор максимально соответствует любви-дружбе и отражает установку на создание глубоких прочных отношений. В результате сопоставления рейтингов счастливой и реальной любви с данными факторного анализа была построена регрессионная модель счастливой любви: счастливая любовь= 4,5* Фактор1 (любовь-эротика) + 0,85* Фактор2 (любовь-строительство) +1,53* Фактор 3 (любовь-страсть). Согласованность индивидуальных рейтингов счастливой любви, с одной стороны, и значительная объясняющая способность регрессионной модели счастливой любви (детерминирует 91% всей дисперсии выборки), с другой, позволили утверждать, что представления молодежи о любви строятся на основе культурно заданного эталона счастливой любви. Достоверная корреляция рейтинга реальной любви была обнаружена только с четвертым фактором (любовь-дружба). Низкая корреляция рейтингов счастливой и реальной любви (0,22) свидетельствует о фрустрированности потребности в любви в данной группе, которая связана с недостатком эротического компонента в отношениях, что возможно при отсутствии близких отношений с противоположным полом или их переходом в стадию любви-дружбы. Кроме того, трудности в построении близких отношений могут быть связаны с наличием жесткого стереотипа счастливой любви, и сравнением любых реальных отношений с эталоном. В ходе исследования было построено и проанализировано с респондентами 25 индивидуальных семантических пространств любви (Кошелева Е.В. [190]).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Психологические причины нарушения социально-эмоционального развития детей.
В 90-е годы в психологии и педагогике возрос интерес к проблеме сиротства, появляются работы, посвященные изучению психического развития, проблем социальной адаптации, образа жизни детей, оставшихся без попечения родителей и воспитывающихся в интернатных учреждениях (И. В. Анисимова, 1992; Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова, И. Ф. Демен ...

Картотека — лишняя забота?
Применение различных картотек очень популярно в современной научной работе. Удобство работы с картотеками очевидно: она емка и компактна, в ней легко переставить карточки или при необходимости дополнить ее без нарушения порядка. Обычно карточки на литературу составляют по определенному, строго установленному образцу. Для лучшей сохранно ...

Пути преодоления профессиональной деформации
Предотвратить возникновение и развитие синдрома эмоционального сгорания легче, чем бороться с его последствиями. Ведь это не внезапное поражение, а протяженный во времени процесс, в котором активно участвует и сам человек. Своевременно заметив симптомы, можно справиться с болезнью самостоятельно. А не обращая должного внимания на скверн ...