Psfine

Позитивная психология

Восприятие времени и тип темперамента
Страница 1

Первую попытку соотнесения различных качеств человека с определенным типом предпринял древнегреческий медик Гиппократ, предложивший уже ставшую классической систему типов темперамента по преобладанию внутренних «жидкостей» организма.[10]. Гален в своих работах выделял девять типов, однако позднее придерживался уже описанных четырех. Кречмер положил в основу своей классификации иной принцип, а именно конституцию организма, однако также выделил именно четыре типа: лептосоматик, пикник, атлетик, диспластик. Между названными типами он описывал еще один, неопределенный, но в дальнейшем отказался от него вследствие слишком малой выраженности признаков.[14]. Шелдон, опираясь на конституциональные особенности людей, выделял висцеротонический, соматотонический, церебротонический и смешанный типы, частично соотносимые с предыдущим вариантом.

После классификации Гиппократа наиболее известной и используемой является классификация Павлова по свойствам нервной системы. Основных типов он выделял три: возбудимый, тормозимый и центральный. Последний, в свою очередь, разделялся на уравновешенный и неуравновешенный. Эти свойства соотносились с классической классификацией: сильный уравновешенный подвижный – сангвиник, сильный уравновешенный инертный – флегматик, сильный неуравновешенный – холерик, слабый – меланхолик. Айзенк, положив в основу две полярные пары свойств (экстраверсия-интроверсия, стабильность-нейротизм), выделил четыре соотносимых типа. Столько же выделял и Симонов, исследующий четыре гипотетические мозговые структуры – лобная кора, гипоталамус, гиппокамп, миндалина.

Просматривая выделенные классификации, можно выделить одну стойко повторяющуюся закономерность: независимо от признаков, положенных в основание выделения определенных типов, число их постоянно и равно четырем. Данная закономерность не может быть объяснена ни особенностями теории автора, ни его предпочтениями. И если во времена жизни Гиппократа число четыре считалось обладающим определенными магическими свойствами, то уже в классификации Кречмера это объяснение не срабатывает. При этом ни одному автору не удалось убедительно доказать или опровергнуть эту закономерность.

Стоит также обратить внимание еще на одну странность: все классификации располагают типы темперамента в линейной последовательности по выраженности или наличию некоторых свойств. В классической классификации эта последовательность имела следующий вид: холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик. По Кречмеру первыми идут пикники, за ними лептосоматики, атлетики, диспластики. Шелдон на одном краю помещает тучного эндоморфа, на другом – хрупкого и тонкого экзоморфа, а между ними стройного и крепкого мезоморфа.

Павлов сохранил линейное расположение типов темперамента, при этом на крайних полюсах находились неуравновешенный холерик и слабый меланхолик, а между ними – сильный уравновешенный инертный флегматик и сильный уравновешенный подвижный сангвиник.

Принципиально отличие от вышеперечисленных имела лишь классификация Айзенка, которая представляла собой круг, по оси абсцисс находилась шкала интраверсии-экставерсии, а по оси ординат – стабильность-нейротизм.

При сопоставлении рассмотренных классификаций возникает проблема соотнесения разных типов, а именно необходимость нарушения линейной последовательности некоторых из них, что существенно затрудняет доказуемость их правдивости. По имеющимся данным невозможно сделать вывод, какая классификация является наиболее приемлемой и по каким критериям ее обосновывать.

Также классификации Кречмера и Шелдона подвергались значительной критике за их неспособность точного определения связи между конституциональным строением организма и свойствами темперамента. Так как подобную критику сложно опровергнуть, можно считать ее вполне справедливой.

Классификации Гиппократа и Павлова, признанные наиболее верными и использующиеся наиболее часто, при всем своем сходстве, имеют различия в линейном расположении типов. Встает вопрос о значимости расположения типов в определенной последовательности. Если признать это существенным, то необходимо определить, какая из предложенных классификаций верна, что достаточно сложно сделать.

В исследованиях Цуканова сравнивались перечисленные классификации с выделенными авторов t-типами людей, основанными на определении индивидуальной субъективной единицы времени, лежащей в пределах 0,7-1,1 с. Экспериментальные данные показали, что вся последовательность t-типов (общее число которых 41) разделяется на четыре типологические группы, реально и объективно существующие в природе. Таким образом, можно сказать, что еще древние ученые смогли выделить из всего многообразия признаков такие, которые позволили выделить точное число групп, имеющих место в любой популяции людей.

Страницы: 1 2 3


Генетическая классификация видов памяти П.П. Блонского
Теория советского психолога П.П. Блонского – прекрасный образец того, как историческая точка зрения может быть приложена к общей психологии, к анализу поведения современного человека. Блонский предложил генетическую классификацию видов памяти, которая отражает путь развития памяти у ребенка. Младенец, помещенный в позу кормления, начи ...

Общая характеристика младшего школьного возраста и самооценки свойственной для этого периода
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств - легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него - значимая деятельность. В школе он приобретает не только н ...

Исследование роли тренинга общения в повышении социального статуса школьника старших классов. Особенности социально-психологического тренинга
По мнению А.С. Прутченкова [20] социально-психологический тренинг - это психологическое воздействие, основанное на активных методах групповой работы; это форма специально организованного общения, в ходе которого решаются, вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки, позвол ...