Psfine

Позитивная психология

Восприятие времени и тип темперамента
Страница 2

Исходя из экспериментальных данных, выделяется пять чистых t-типов, имеющих интервал в 0,1 с (t1=0,7 c; t2=0,8 c; t3= 0,9 c; t4=1 c; t5= 1,1 c). Рассмотрим их по порядку.

Крайний t1-тип отличается высокой экстраверсией и стабильностью, а также почти вдвое большим возбуждением, чем торможением. Индивиды данного типа целеустремленны и агрессивны в своем поведении и приближаются к «чистому» холерическому типу.

Представители типа t2 характеризуются высокой интроверсией и нейротизмом, высоким уровнем и возбуждения, и торможения, которые уравновешивают друг друга. В поведении отличаются веселостью, жизнерадостностью, оптимистичны, очень подвижны. Они ближе всего к «чистым» сангвиникам.

У людей с t4-типом выражены интраверсия и высокий нейротизм, торможение вдвое преобладает над торможением. Они чувствительны, ранимы, со скрытой агрессивностью. Приближаются к «чистому» меланхолику.

Крайний тип t5 отличается интраверсией и стабильностью, высоким уровнем уравновешивающих друг друга торможения и возбуждения, а также вдвое сниженной подвижностью по сравнению со всеми вышеперечисленными типами. Эти индивиды спокойны, невозмутимы, продуктивно работают в привычной обстановке. Их можно считать «чистыми» флегматиками.

Таким образом, для определение выделенных типов использовалась терминология, предложенная Гиппократом, хотя и применялись описания и показатели Павлова и Айзенка.

Однако нерассмотренным остался еще один тип, располагающийся ровно посередине линейной последовательности типов. По всем показателям индивиды данного типа находятся на условном нуле, показатели возбуждения и торможения у них средние и уравновешенные. Основная отличительная их черта – осторожность без боязни. Данный тип был назван «равновесным».

Если средний показатель типов, а именно точку t3=0,9 принять за условный нуль, то слева от него в диапазоне 0,8-0,9 с располагаются представители сангвиноидной группы, заканчивающейся «чистым» сангвиником, а справа, в диапазоне 0,9-1 с – меланхолоидной группы, заканчивающейся «чистым» меланхоликом. Соответственно, в диапазоне 0,7-0,8 с располагается холероидная группа с «чистым» холериком, в диапазоне 1-1,1 с – флегматоиды с «чистым» флегматиком. При этом распределение индивидов человеческой популяции по этим пяти типам неравномерно. Наиболее распространена сангвиноидная группа – 44%, далее меланхолоиды – 29%, холероиды – 14%, флегматоиды – 9%, и самая малочисленная группа «равновесного» типа – 4%.

Такой порядок распределения типов определен самой природой, и именно в таком порядке расположил свою классификацию Гиппократ. Павлов в своих описания поменял типы местами, вследствие чего не смог окончательно достроить свою теорию и выделить средний «равновесный тип». Хотя в своих исследованиях он и описывал собак, которых сложно было отнести к одному из четырех других типов, однако этих показателей оказалось мало для выделения отдельной группы. «Равновесный» тип по показателям возбуждения и торможения ближе всего к сангвиноидной группе, однако настороженность в поведении делает его похожим на меланхолоида.

Данный порядок расположения классификации позволяет придать определенный психологический смысл понятию «чистого» типа. Во-первых, каждый классический «чистый» тип представляет собой крайне проявление конкретных признаков. Во-вторых, сангвиник и меланхолик определяют своеобразную границу отделения групп, также как и «равновесный» тип. Кроме того последний играет роль оси симметрии, разделяющей всю линейную последовательность на две большие группы. При этом следует учитывать, что «чистые» типы являются всего лишь теоретическими абстракциями, в природе не встречающимися. Каждый индивид в той или иной степени ближе или дальше к «чистому» типу, что определяет степень выраженности у него конкретных черт темперамента.

Подводя итоги, следует повторить, что проведенные исследования позволили подтвердить наличие в природе четырех типологических групп, естественному порядку которых соответствует линейная схема Гиппократа. У каждого t-типа в пределах его группы варьируется степень выраженности тех или иных черт темперамента. Степень эта зависит от сочетания таких показателей, как возбуждение, торможение и подвижность, а также от наличия или отсутствия баланса между ними. (Цуканов).

Выводы

Существование в философии проблемы отнесения категории «времени» к объективным или субъективным показателям окружающего мира порождает трудности в определении понятия «восприятия времени» как отдельного вида перцептивного процесса, присущего человеческому виду в целом.

Основное определение восприятия времени как отражения в человеческом сознании независимо от него существующего времени, а также длительности, скорости и последовательности событий позволяет сделать вывод о субъективной природе данного восприятия и вычленить ряд факторов, в той или иной степени влияющих на создаваемый перцептивный образ. Химические вещества, физическое, физиологическое и психическое состояние человека определяет его возможности в опознании временных интервалов и соотнесении их с имеющимся у него опытом. Искажения восприятия времени, вызванные различными по своей природе причинами, приводят к нарушению ориентирования человека в объективной реальности, к биологической и социальной дезадаптации. Как и любой другой вид перцептивного процесса, восприятие времени на протяжении всего эволюционного развития человека как вида играло приспособительную роль, повышая шансы на выживание и развитие потомства.

Страницы: 1 2 3


Использование художественной деятельности на мероприятиях по изучению истории родного края
Художественная деятельность занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. При аттестации детских садов это направление выделяется как приоритетное наряду с интеллектуальным и физическим развитием детей. Художественная деятельность - это организация жизни и деятельности детей ...

Проблема ответственности в литературе. Структура и новообразования подросткового возраста
Подростковый возраст (отрочество) считается одним из самых сложных и важных в жизни человека. Он начинается с переходом ребенка в "среднее звено" в школе и заканчивается, обычно с окончанием высшего учебного заведения и поступлением на работу. Таким образом, его граница в жизни человека начинается в среднем в 12-13 лет и закан ...

Объект, программа и методика исследований. Объект и программа исследований
Объектом исследования являлись виды памяти школьников г. Гомеля. Цель: Исследование различных видов памяти у школьников г. Гомеля. Программа исследования включает в себя решение следующих задач: − подготовка литературного обзора по памяти и вниманию; − изучение различных видов памяти у школьников г. Гомеля; − изуч ...