Анализ данных полученных в ходе исследования по методике «рисованный
апперцептивный тест» (РАТ)Страница 1
Исследование по изучению межличностных отношений у детей с интеллектуальной недостаточностью состоит из двух частей. В первой части исследовании участвовали нормально развивающиеся дети дошкольного возраста и дошкольники с интеллектуальной недостаточностью по 20 человек в каждой группе. Во второй части исследовании участвовали дети младшего и старшего школьного возрастов по 10 человек в каждой группе. Всего выборка составила 60 детей. Исследование проводилось 2 года. Базами для проведения исследования были выбраны - детское дошкольное учреждение № 237 г. Минска, специальное дошкольное учреждение № 235 и вспомогательная школа-интернат № 11.
В первый год исследование проводилось с детьми старшего дошкольного возраста, как в детском дошкольном учреждении, так и в специальном дошкольном учреждении в исследовании принимали участие 20 детей. Нами были поставлены задачи по выделению возрастных закономерностей и определению особенностей формирования межличностных отношений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
Анализ полученных данных по методике РАТ в основном проводится на качественном уровне, а также с помощью простых количественных сопоставлений, позволяющих оценить наличие внутреннего и внешнего конфликта, сферу нарушенных отношений, позицию личности. Нами рассматривались соответствующие и несоответствующие ответы на содержание изображенного на картинках (приложение В). Соотнесение количественных данных представлено на диаграмме (рисунок 1).
Рисунок 1 – диаграмма соотношения соответствующих и несоответствующих ответов по методике (%)
Для дошкольников с интеллектуальной недостаточностью характерно значительно количество несоответствующих ответов - 47% (26% - N) при этом ответов в виде защитных реакций, частичных и полных отказов отвечать - 33% (12% - N).
У дошкольников с нормальным развитием практически на всех рисунках в качестве героев выступают взрослые люди (80%); у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью наблюдается такая тенденция (75%).
Качественный анализ показал, во-первых, что на картинках, где изображено более двух человек дети с интеллектуальной недостаточностью выделяют для рассказа только две фигуры, третий объект детьми не рассматривается (рисунки 2,5,7) (приложение А). Дошкольники с интеллектуальной недостаточностью рассматривают межличностные отношения в диаде, т.к. находятся в эгоцентрической позиции, им сложно осознать, что межличностные отношения могут строиться в триаде и т.д. Во-вторых, чаще всего после предъявления инструкции дети с интеллектуальной недостаточностью рассказывают о взаимодействии взрослых, в основном это лица мужского пола, дошкольники с нормальным интеллектуальным развитием рассказывают об отношениях мужчин и женщин примерно 57% к 43%.
Анализируя количественные и качественные показатели исследования, мы пришли к выводу, что использование методики в отношении детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью не целесообразно, т.к. в силу особенностей в психическом развитии дети не в состоянии адекватно воспринимать инструкцию и ориентироваться в задании, что было выявлено нами на первой этапе эксперимента. На это указывает не восприятие детьми с интеллектуальной недостаточностью 3-го персонажа, неадекватные ответы на вопросы исследователя. Кроме того у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью развитие речи и возможность понимания предлагаемой инструкции достаточно низкие, а межличностные отношения находятся в стадии формирования и имеют ряд особенностей:
- несформированность потребности в межличностных отношениях;
Выводы
Во второй части работы мы имели возможность, познакомится с примерами методик, которые используются при профессиональной ориентации школьников. На основе данных исследований заполняется «Карта первичной профконсультации». Далее сопоставляются и анализируются все имеющиеся в ней данные. И на основе выводов, сделанных при анализе, выбирае ...
О важности режима
И все же есть общие рекомендации, согласно которым надо регулировать свою жизнь. И в первую очередь — это режим как общая организация всего личного времени. Составление режима является первым этапом регулирования вашего времени.
Что такое режим? Это общая схема главных бытовых этапов, это разделение суток на крупные основные отрезки вр ...
История отечественной социальной психологии
Отечественная социальная психология возникла в середине XIX в. В своем становлении она прошла следующие этапы:
—зарождение социально-психологических идей в общественных и естественных науках;
—отпочкование от родительских дисциплин (психологии и социологии) и превращение в самостоятельную науку;
—возникновение и развитие эксперимента ...
