Psfine

Позитивная психология

Материалы » Анализ закономерностей формирования межличностных отношений у детей с интеллектуальной недостаточностью в онтогенезе » Анализ данных полученных в ходе исследования по методике «рисованный апперцептивный тест» (РАТ)

Анализ данных полученных в ходе исследования по методике «рисованный апперцептивный тест» (РАТ)
Страница 1

Исследование по изучению межличностных отношений у детей с интеллектуальной недостаточностью состоит из двух частей. В первой части исследовании участвовали нормально развивающиеся дети дошкольного возраста и дошкольники с интеллектуальной недостаточностью по 20 человек в каждой группе. Во второй части исследовании участвовали дети младшего и старшего школьного возрастов по 10 человек в каждой группе. Всего выборка составила 60 детей. Исследование проводилось 2 года. Базами для проведения исследования были выбраны - детское дошкольное учреждение № 237 г. Минска, специальное дошкольное учреждение № 235 и вспомогательная школа-интернат № 11.

В первый год исследование проводилось с детьми старшего дошкольного возраста, как в детском дошкольном учреждении, так и в специальном дошкольном учреждении в исследовании принимали участие 20 детей. Нами были поставлены задачи по выделению возрастных закономерностей и определению особенностей формирования межличностных отношений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

Анализ полученных данных по методике РАТ в основном проводится на качественном уровне, а также с помощью простых количественных сопоставлений, позволяющих оценить наличие внутреннего и внешнего конфликта, сферу нарушенных отношений, позицию личности. Нами рассматривались соответствующие и несоответствующие ответы на содержание изображенного на картинках (приложение В). Соотнесение количественных данных представлено на диаграмме (рисунок 1).

Рисунок 1 – диаграмма соотношения соответствующих и несоответствующих ответов по методике (%)

Для дошкольников с интеллектуальной недостаточностью характерно значительно количество несоответствующих ответов - 47% (26% - N) при этом ответов в виде защитных реакций, частичных и полных отказов отвечать - 33% (12% - N).

У дошкольников с нормальным развитием практически на всех рисунках в качестве героев выступают взрослые люди (80%); у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью наблюдается такая тенденция (75%).

Качественный анализ показал, во-первых, что на картинках, где изображено более двух человек дети с интеллектуальной недостаточностью выделяют для рассказа только две фигуры, третий объект детьми не рассматривается (рисунки 2,5,7) (приложение А). Дошкольники с интеллектуальной недостаточностью рассматривают межличностные отношения в диаде, т.к. находятся в эгоцентрической позиции, им сложно осознать, что межличностные отношения могут строиться в триаде и т.д. Во-вторых, чаще всего после предъявления инструкции дети с интеллектуальной недостаточностью рассказывают о взаимодействии взрослых, в основном это лица мужского пола, дошкольники с нормальным интеллектуальным развитием рассказывают об отношениях мужчин и женщин примерно 57% к 43%.

Анализируя количественные и качественные показатели исследования, мы пришли к выводу, что использование методики в отношении детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью не целесообразно, т.к. в силу особенностей в психическом развитии дети не в состоянии адекватно воспринимать инструкцию и ориентироваться в задании, что было выявлено нами на первой этапе эксперимента. На это указывает не восприятие детьми с интеллектуальной недостаточностью 3-го персонажа, неадекватные ответы на вопросы исследователя. Кроме того у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью развитие речи и возможность понимания предлагаемой инструкции достаточно низкие, а межличностные отношения находятся в стадии формирования и имеют ряд особенностей:

- несформированность потребности в межличностных отношениях;

Страницы: 1 2 3


Приложения
Таблица №1 Протокол эксперимента Ф.И. учащегося Кол-во повторов лес хлеб окно стул вода брат конь гриб игла мед 1 + + + + 2 + + 3 + + + + + 4 + + + + + 5 + + ...

Охарактеризуйте развитие психики в филогенезе
Психика - свойство высокоорганизованной материи мозга субъективно отражать действительность. Как и всякое явление в природе, психика имеет свою историю развития и законы, по которым это развитие происходило. Развитие было долгим, оно пришло длинный путь от низших и, следовательно, примитивных форм до высших совершенных. Существуют 2 ис ...

Метод «Цветовая социометрия»
Цель: Исследование эмоционально-непосредственных межличностных отношений ребенка с окружающими. Подготовка: Подготовить цветовое поле в виде шахматной доски (5 и 5 рядов-квадратов), которая состоит из 13 цветовых и 12 белых квадратов в следующем порядке: 1-й ряд: черный, белый, синий, белый, черный квадраты; 2-й: белый, зеленый, белы ...