Psfine

Позитивная психология

Материалы » Анализ закономерностей формирования межличностных отношений у детей с интеллектуальной недостаточностью в онтогенезе » Анализ данных полученных в ходе исследования по методике «рисованный апперцептивный тест» (РАТ)

Анализ данных полученных в ходе исследования по методике «рисованный апперцептивный тест» (РАТ)
Страница 1

Исследование по изучению межличностных отношений у детей с интеллектуальной недостаточностью состоит из двух частей. В первой части исследовании участвовали нормально развивающиеся дети дошкольного возраста и дошкольники с интеллектуальной недостаточностью по 20 человек в каждой группе. Во второй части исследовании участвовали дети младшего и старшего школьного возрастов по 10 человек в каждой группе. Всего выборка составила 60 детей. Исследование проводилось 2 года. Базами для проведения исследования были выбраны - детское дошкольное учреждение № 237 г. Минска, специальное дошкольное учреждение № 235 и вспомогательная школа-интернат № 11.

В первый год исследование проводилось с детьми старшего дошкольного возраста, как в детском дошкольном учреждении, так и в специальном дошкольном учреждении в исследовании принимали участие 20 детей. Нами были поставлены задачи по выделению возрастных закономерностей и определению особенностей формирования межличностных отношений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

Анализ полученных данных по методике РАТ в основном проводится на качественном уровне, а также с помощью простых количественных сопоставлений, позволяющих оценить наличие внутреннего и внешнего конфликта, сферу нарушенных отношений, позицию личности. Нами рассматривались соответствующие и несоответствующие ответы на содержание изображенного на картинках (приложение В). Соотнесение количественных данных представлено на диаграмме (рисунок 1).

Рисунок 1 – диаграмма соотношения соответствующих и несоответствующих ответов по методике (%)

Для дошкольников с интеллектуальной недостаточностью характерно значительно количество несоответствующих ответов - 47% (26% - N) при этом ответов в виде защитных реакций, частичных и полных отказов отвечать - 33% (12% - N).

У дошкольников с нормальным развитием практически на всех рисунках в качестве героев выступают взрослые люди (80%); у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью наблюдается такая тенденция (75%).

Качественный анализ показал, во-первых, что на картинках, где изображено более двух человек дети с интеллектуальной недостаточностью выделяют для рассказа только две фигуры, третий объект детьми не рассматривается (рисунки 2,5,7) (приложение А). Дошкольники с интеллектуальной недостаточностью рассматривают межличностные отношения в диаде, т.к. находятся в эгоцентрической позиции, им сложно осознать, что межличностные отношения могут строиться в триаде и т.д. Во-вторых, чаще всего после предъявления инструкции дети с интеллектуальной недостаточностью рассказывают о взаимодействии взрослых, в основном это лица мужского пола, дошкольники с нормальным интеллектуальным развитием рассказывают об отношениях мужчин и женщин примерно 57% к 43%.

Анализируя количественные и качественные показатели исследования, мы пришли к выводу, что использование методики в отношении детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью не целесообразно, т.к. в силу особенностей в психическом развитии дети не в состоянии адекватно воспринимать инструкцию и ориентироваться в задании, что было выявлено нами на первой этапе эксперимента. На это указывает не восприятие детьми с интеллектуальной недостаточностью 3-го персонажа, неадекватные ответы на вопросы исследователя. Кроме того у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью развитие речи и возможность понимания предлагаемой инструкции достаточно низкие, а межличностные отношения находятся в стадии формирования и имеют ряд особенностей:

- несформированность потребности в межличностных отношениях;

Страницы: 1 2 3


Методы аналитической психологии К.Г. Юнга
Надо заметить, что сам Юнг возражал против превращения лечения в сугубо техническую или научную процедуру, утверждая, что практическая медицина есть и всегда была искусством; это относится и к анализу. Поэтому нельзя говорить о методах аналитической психологии в строгом смысле. Юнг настаивал на необходимости оставлять все теории на поро ...

Полоролевая идентичность
Мне кажется, что окончательное формирование полоролевой идентичности является одним из важнейших приобретений и новообразований, появляющихся в подростковом возрасте, т.к. человек, в частности, девочка, в дальнейшем будет выстраивать своё поведение и взаимоотношения со своим и противоположным полом в соответствии с теми стереотипами и п ...

Анализ результатов.
В группе «А» среднее значение ситуативной тревожности составляет 34,8 баллов, среднее значение личностной тревожности составляет 41,4 баллов. Это умеренный уровень тревожности. Группа «А» достаточно активна, имеет четко ориентированные интересы. Это достаточно уверенная в себе группа. Самые низкие показатели у испытуемого НА: СТ – 29, ...