Psfine

Позитивная психология

Методы исследования.
Страница 1

Для изучения и выявления уровня психического развития и свойств личности у детей используются различные экспериментальные психологические методики. Основная цель обследования — установление уровня психического развития, его соответствия возрасту, выявление личностных особенностей и их соотношение с характером поведения, что позволяет планировать индивидуальные меры коррекции и профилактики отдельных сторон психического развития ребенка. При этом важно учитывать, что на каждом онтогенетическом этапе развития удельный вес тех или иных психических качеств ребенка зависит от уровня физического развития, социальных условий, воспитания и обучения.

Диагностика психического развития ребенка особенно сложна в первые три года, когда об уровне его развития можно судить преимущественно по сенсомоторным реакциям, а речевое общение еще ограничено. В качестве критерия психического развития на этом этапе выступают четыре показателя: сенсорная деятельность, эмоциональное общение, моторика и речь.

Результаты обследования позволяют вычислить коэффициент психического развития (КР) детей до 1 года, определяемый по формуле

КР=ВПР х 100 / KB,

где: ВПР— возраст психического развития в неделях, определяемый

по четырем исходным факторам (приложение 3);

KB — календарный возраст в неделях от рождения до даты обследования.

Полученный коэффициент психического развития можно сравнить с нормативными данными.

Коэффициент психического развития детей до 1 года

Высокое развитие 109 — 133

Нормальное развитие . 108 — 90

Слабое развитие 89 — 80

Критический уровень развития . 79 — 70.

Дебильность 65 и ниже

Например, психическое развитие ребенка соответствует 48 неделям, тогда как календарный возраст его всего 40 недель. Произведя соответствующие вычисления по формуле, получаем коэффициент психического развития 120 баллов, что указывает на опережающий уровень психического развития данного ребенка.

С I года до 3 лет оценка психического развития детей производится 1 раз в квартал по шести показателям: речь, общение, культурно-гигие­нические навыки, рисование, действия с предметами и моторика (прило­жение 4).

Коэффициент психического развития определяется по той же формуле

КР=ВПР х 100 / KB,

где ВПР — реальный возраст психического развития ребенка в месяцах, соответствующий всем шести показателям;

KB — календарный возраст в месяцах от рождения ребенка до даты обследования.

Полученный результат необходимо сравнить с данными возрастной нормы.

Коэффициент психического развития для детей от 1 до 3 лет

Высокое развитие . 110 — 120

Нормальное развитие 107 — 90

Слабое развитие . 87 —80

Критический уровень развития 77 —.70

Дебильность . 67 и ниже

После 3 лет речь становится главным средством общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Заметно расширяются опыт и возможности произвольных действий и поведения. Для выявления уровня развития психических процессов детей старше 3 лет используются стандартные методики.

Кроме того, в исследовании использовались анамнестический метод, методы наблюдения и экспертных оценок, а также комплекс психологических методик: исследование состояния тревожности с использованием шкалы Р.С. Сирса; исследование нарушений общения методом наблюдения; исследования эмоционально-личностного развития ребенка.

Страницы: 1 2 3 4


Чтение специальной литературы и отдых
Необходимость чередования труда и отдыха очевидна. Работа студента в процессе обучения требует активного отдыха. В период продолжительных самостоятельных занятий плодотворна выработка системы кратковременных "передыхов". Это могут быть несколько упражнений для разминки, умывание или окатывание холодной водой, стакан чая или ко ...

Об управлении временем, а точнее, об управлении самим собой
Когда хотят решить практическую задачу "управления временем", то обычно проявляют свою особую любовь к будущему тем, что начинают сразу с планирования. Между тем, специалисты по организации времени рекомендуют вначале изучить затраты собственного времени, а затем уж приступать к планированию. Ведь планы должны составляться ли ...

Техника взмаха
Якорение в визуальной модальности. 1. Отпустить спусковой механизм, запускающий негативную реакцию (триггер). Картинка. 2. Вспомнить свое поведение, которое было бы предпочтительнее (можно смоделировать – киногерой, вымышленный образ), примерить образ на себя. Снять. Смотреть как на картинку, ловим ощущения, если что-то не так, то при ...