Psfine

Позитивная психология

Методы исследования.
Страница 3

Из приведенной таблицы видно, что дети, воспитывающиеся в доме ребенка, с момента рождения чаще стремятся к уединению, чем их сверстники из дезадаптивной семьи. Дети из неблагополучных семей в большей степени проявляют негативное отношение к другим, драчливы. В то же время дети из обеих групп испытывают неуверенность в себе, застенчивы в связи с материнской депривацией, постоянно обращаются за поддержкой взрослого в своих действиях. Дети, находящиеся с рождения в доме ребенка наиболее обидчивы и плаксивы, чем дети, пришедшие из неблагополучных семей. Такие различия можно объяснить различными социальными условиями жизни и воспитания ребенка: низкий нравственный уровень социально-неблагополучных семей и медико-психолого-педагогические мероприятия, направленные на коррекцию и развитие ребенка. Часто взрослые вместо того, чтобы понять психологию ребенка раннего возраста, не всегда адекватно реагируют на поведение детей. Все это ведет к тому, что ребенок часто обижается, становится плаксивым.

Исследование особенностей эмоционально-личностных качеств детей раннего возраста, воспитывающихся в доме ребенка, показало, что социально-психологическая депривация, имеющаяся в доме ребенка нарушает психическое развитие ребенка и является причиной деформации личности.

Искажения семейных отношений и воспитательного влияния семьи на развитие ребенка постоянно поддерживают все более распространяющееся явление «социального сиротства» - утрату детьми родительской заботы и помощи при живых родителях.

При эмоциональном пренебрежении детьми, «семейной жестокости», которая включает наряду с отвержением причинение им побоев, избиений, случаи насилия, депривационных условий учреждения наблюдаются не только психические расстройства функционирования с дезадаптивным поведением.

В условиях семейной, в первую очередь, материнской депривации у большой группы детей искажаются условия ранней социализации. Это сопровождается у многих из них пребыванием в условиях острых или хронических стрессовых ситуаций с риском психического и физического насилия, риском развития нервно-психических расстройств с разнообразными девиациями поведения.

Для воспитанников дома ребенка большое значение приобретает диагностика последствий материнской и социально-эмоциональной депривации. Разработка направлений работы по профилактике и коррекции нарушений поведения у детей, воспитывающихся в доме ребенка, является серьезной проблемой, требующей повышенного внимания со стороны педагога-психолога и всего медико-педагогического коллектива дома ребенка.

Высокий уровень тревожности и агрессивности у детей из дома ребенка дают основание для разработки психолого-педагогических программ, направленных на их снижение и организацию психопрофилактической и коррекционной работы.

Проведение этой работы затрудняют: отсутствие системного подхода, недостаточность психолого-педагогических знаний о природе дезадаптации и нарушенного поведения и путей его предупреждения. Неправильное общение педагога с детьми в депривационных условиях может привести к конфликтам; такое отношение может быть спровоцировано социально негативной установкой общества и незнанием особенностей детей с психическим недоразвитием. Неблагоприятное отношение со стороны педагога является серьезной помехой для адаптации ребенка к условиям дома ребенка, а также серьезной опасностью для возникновения стойких отклонений в поведении. Поэтому необходимо взаимодействие педагога-психолога с воспитателями для повышения эффективности психопрофилактической и коррекционной работы. (Схема 2)

Страницы: 1 2 3 4


Основные мыслительные операции
Процесс решения задач, несомненно, является моделью, с наибольшей полнотой отражающей структуру интеллектуальной деятельности, и изучение особенностей этого процесса может дать существенные материалы для понимания психологии мышления человеком. В процессе мыслительной деятельности чело век познает окружающий мир с помощью особых умствен ...

Речь и мышление: единство, а не тождество
Речь - форма существования мысли, однако неправомерно как отождествлять мысль и речь, так и представлять ее лишь только внешней формой мысли. Поведенческая психология (бихевиоризм) пыталась свести мышление к речи, а мысль - к «деятельности речевого аппарата». Но любое словесное выражение регулируется содержанием нашей мысли. Поэтому реч ...

Агрессия затрагивает реципиента, стремящегося избежать нападения
Наконец, из нашего определения видно, что мы можем говорить об агрессии только тогда, когда реципиент или жертва стремится избежать подобного обращения. В большинстве случаев объекты физического насилия, сопровождающегося телесными повреждениями или оскорбительными вербальными нападками, хотят избежать подобного неприятного опыта. Однак ...