Методы исследования.Страница 3
Из приведенной таблицы видно, что дети, воспитывающиеся в доме ребенка, с момента рождения чаще стремятся к уединению, чем их сверстники из дезадаптивной семьи. Дети из неблагополучных семей в большей степени проявляют негативное отношение к другим, драчливы. В то же время дети из обеих групп испытывают неуверенность в себе, застенчивы в связи с материнской депривацией, постоянно обращаются за поддержкой взрослого в своих действиях. Дети, находящиеся с рождения в доме ребенка наиболее обидчивы и плаксивы, чем дети, пришедшие из неблагополучных семей. Такие различия можно объяснить различными социальными условиями жизни и воспитания ребенка: низкий нравственный уровень социально-неблагополучных семей и медико-психолого-педагогические мероприятия, направленные на коррекцию и развитие ребенка. Часто взрослые вместо того, чтобы понять психологию ребенка раннего возраста, не всегда адекватно реагируют на поведение детей. Все это ведет к тому, что ребенок часто обижается, становится плаксивым.
Исследование особенностей эмоционально-личностных качеств детей раннего возраста, воспитывающихся в доме ребенка, показало, что социально-психологическая депривация, имеющаяся в доме ребенка нарушает психическое развитие ребенка и является причиной деформации личности.
Искажения семейных отношений и воспитательного влияния семьи на развитие ребенка постоянно поддерживают все более распространяющееся явление «социального сиротства» - утрату детьми родительской заботы и помощи при живых родителях.
При эмоциональном пренебрежении детьми, «семейной жестокости», которая включает наряду с отвержением причинение им побоев, избиений, случаи насилия, депривационных условий учреждения наблюдаются не только психические расстройства функционирования с дезадаптивным поведением.
В условиях семейной, в первую очередь, материнской депривации у большой группы детей искажаются условия ранней социализации. Это сопровождается у многих из них пребыванием в условиях острых или хронических стрессовых ситуаций с риском психического и физического насилия, риском развития нервно-психических расстройств с разнообразными девиациями поведения.
Для воспитанников дома ребенка большое значение приобретает диагностика последствий материнской и социально-эмоциональной депривации. Разработка направлений работы по профилактике и коррекции нарушений поведения у детей, воспитывающихся в доме ребенка, является серьезной проблемой, требующей повышенного внимания со стороны педагога-психолога и всего медико-педагогического коллектива дома ребенка.
Высокий уровень тревожности и агрессивности у детей из дома ребенка дают основание для разработки психолого-педагогических программ, направленных на их снижение и организацию психопрофилактической и коррекционной работы.
Проведение этой работы затрудняют: отсутствие системного подхода, недостаточность психолого-педагогических знаний о природе дезадаптации и нарушенного поведения и путей его предупреждения. Неправильное общение педагога с детьми в депривационных условиях может привести к конфликтам; такое отношение может быть спровоцировано социально негативной установкой общества и незнанием особенностей детей с психическим недоразвитием. Неблагоприятное отношение со стороны педагога является серьезной помехой для адаптации ребенка к условиям дома ребенка, а также серьезной опасностью для возникновения стойких отклонений в поведении. Поэтому необходимо взаимодействие педагога-психолога с воспитателями для повышения эффективности психопрофилактической и коррекционной работы. (Схема 2)
Прикосновения
Ребенок закрывает глаза, а кто-то из присутствующих дотрагивается к рукам. Малыш отгадывает и называет по имени. ...
Научное творчество и личность ученого в формировании научного знания [1]
В данном задании мы проанализируем основные биографические данные великого ученого Зигмунда Фрейда и сопоставим их с теми психологическими идеями (теориями, концепциями), которые он выдвигал.
Зигмунд Фрейд - создатель направления, которое приобрело известность под именем глубинной психологии и психоанализа, родился 6 мая 1856 г. в небо ...
Межличностные отношения как фактор развития личности подростка
Через межличностные отношения подросток включается в систему общественных отношений.
Межличностные отношения являются своеобразным связующим звеном трех видов совместной деятельности: игры, учения, труда. Именно через них и благодаря им деятельность человека предстает такой разнообразной и развивающей. Относительное преобладание ориент ...