Psfine

Позитивная психология

Материалы » Причины, диагностика и коррекция одиночества личности » Самооценка, оценки и экспектации личности, их свойства и источники

Самооценка, оценки и экспектации личности, их свойства и источники
Страница 5

Иногда стремление получить оценку в определенных условиях так велико, а способы ее достижения так хитроумны, что вызывают недоумение, причем это стремление не соответствует самооценке личности.

Но оказывается, что получение этой оценки предусмотрено и ожидаемо человеком в данной социальной модели общения. Самооценка определяет способ поведения и место личности в социуме, а «социальное научение» дает человеку надежду и ожидание, что в этой, определенной ситуации – реакция должна быть привычно качественной, результат – выше, оценка – значительней. Каждое отдельное взаимодействие предполагает результат и в зависимости от участников, от условий формирует ожидаемую оценку.

Причем если самооценка довольно стабильна и даже в экстремальных ситуациях (новый коллектив, развод, служба в армии) Обычно находит способы и иные качества для поддержания собственного уровня, то ожидаемая оценка определяется условиями взаимодействия. Можно иметь высокую самооценку и не ожидать похвалы и признания. Можно иметь низкую самооценку но ждать эффекта от отдельного поступка, потому, что обычно, для других этот эффект присутствует.

Ожидаемая оценка берет свои корни из того самого чистого эмоционального «Я хороший», «Я хочу». Ребенок, с еще не сформировавшейся самооценкой, ожидает внимания и заботы (то есть, оценки) со стороны родителей, и если не получает его – страдает. Старики зная свои достоинства и недостатки, с давно и стабильно сформировавшейся самооценкой, тоже страдают, не получая привычного, ожидаемого внимания со стороны внуков, детей, государства.

Таблица 1.1

Соответствие группы потребностей механизмам формирования и свойствам оценки личности

Группа потребностей личности

Механизм формирования оценки

Формируемое свойство оценки

Социальные (межличностные) потребности

Гетерогенный, интерперсональный

Количество оценки

Материальные потребности

Качество оценки

Потребности в безопасности

Аутогенный, интерперсональный

Потребности в признании

Гетерогенный, интерперсональный

Значимость оценки

Потребности в самовыражении

Аутогенный, интерперсональный

В отличии от самооценки, ожидаемая оценка формируется не в соответствии с реалиями жизни, а на основе личностных качеств и желаний индивида. Ожидаемые оценки в отдельных ситуациях и моделях общения, для удовлетворения потребности, спокойствия, гармонии должны в сумме соответствовать общей внутренней ожидаемой оценке.

Не получая ожидаемой оценки в коллективе, индивид компенсирует ее нехватку в отношениях с детьми или хобби. Недостаток ожидаемой оценки со стороны одного из супругов является причиной измен, неудовлетворительное качество ожидаемой оценки в дружбе или семье ведет к разрыву с этими источниками и поиску других.

«Невысокий уровень социальных связей ведет к одиночеству. Одинокие люди испытывают неудовлетворительность количеством и значимостью имеющихся социальных связей» (Карин Рубинстайн, Филипп Шейвер).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Нарушения
Амнезия - нарушение памяти, возникающее при различных локальных поражениях мозга; охватывает периоды от нескольких минут до нескольких лет. Выделяют также формы функционального нарушения памяти: амнезия постгипнотическая и амнезия защитная. Памяти нарушения - различного рода амнезии (расстройства памяти в виде нарушения способности за ...

Преимущества работы в команде
Отдельная личность может успешно справляться с работой, но когда это касается ограниченной задачи. Когда же проблема становится больше и сложнее, необходима коллективная работа, или даже встает вопрос создания команды. ¨ Коллективный подход – это признак сильного и решительного стиля управления. ¨ Если браться за решение пробл ...

Выводы и рекомендации
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. У одаренных детей лучше сформировано умения анализировать текст. Одаренные дети лучше овладевают программными знаниями по математике, способность к рассуждению проявляется лучше. Для одаренных детей характерно высокое речевое развитие: высокий уровень пониман ...