Psfine

Позитивная психология

Материалы » Причины, диагностика и коррекция одиночества личности » Самооценка, оценки и экспектации личности, их свойства и источники

Самооценка, оценки и экспектации личности, их свойства и источники
Страница 2

Уже здесь видно, что самооценка – это некое сопоставление своего «я идеального» с «я реальным». Компромисс между запросами ребенка и личными качествами и формирует самооценку. В ходе развития человек приобретает новые умения, знания, опыт, что может влиять на его самооценку, но вероятно, окончательное формирование приходится на пик его психического и физического развития (до 40 лет).

Тогда можно ожидать, что пожилые люди, адекватно себя оценивающие, окруженные, в свою очередь теми, кто знает их возможности, качества, достоинства и недостатки, и тоже оценивающие их адекватно, не должны испытывать одиночество, в виду соответствия социального, внешнего отношения к ним и их собственного.

Однако, очевидно, что это не так. Проблема одиночества стариков всегда стояла и стоит очень остро, особенно, в бедных странах. Что же является причиной одиночества? Что происходит с человеком, когда он, теряя близких друзей и, до этого не проявляя склонности к одиночеству, вдруг, в одночасье испытывает давящее, безграничное одиночество? Меняется ли в этот момент его самооценка? Или, может быть, она была низкой? Но тогда почему всю жизнь она не провоцировала подобных переживаний? Кстати и дети 4-5 лет тоже переживают одиночество, их самооценка далеко не сформирована. Возможно, такое одиночество еще не осознано, но его проявления в виде переживания оторванности от мамы, брошенности, ненужности в группе или игре присутствуют.

Таким образом, если мнения, взгляды, действия по отношению к личности со стороны социального окружения не соответствуют ее представлениям о себе, возникает тот самый разрыв связей внутреннего и внешнего мира, что ведет к переживанию одиночества.

Таким образом, самооценка не является прямой причиной одиночества, но зачастую создает основу для его возникновения, как бы формируя у человека предпосылки и склонность к переживанию одиночества в большей или меньшей мере.

Процесс переживания одиночества – это всегда уход в себя, отчуждение от посторонних мнений и событий для восстановления внутреннего равновесия и гармонии. Именно так социальное окружение научило реагировать человека на пресыщенность не удовлетворяющими его социальными связями.

Механизм научения тому или иному способу поведения или реагирования в различных ситуациях является очень важным для понимания причин, порождающих одиночество.

С самого детства мы ожидаем определенных реакций на свои действия, и свою очередь наученно-привычно на них реагируем. Сугубо эмоциональное «я хочу», постепенно уступает место рациональному «так надо», формируя самоконтроль и дисциплинированность.

В каждом новом возрастном периоде ребенок попадает в определенную систему координат и ценностей, связанной с новообразованием данного возраста, его ведущей деятельности и социальным окружением, где создаются соответственные правила, элементы и стандарты поведения в различных ситуациях. Зачастую и сама ситуация смоделирована с ее предсказуемым ходом и окончанием. Такие модели формируется по принципу наименьшего физического и морального вреда для участников взаимоотношений, а также экономии времени и усилий, в силу привычности и ожидаемости реакций. Происходит социальное научение.

Ребенок происходит к себе внимания (прочитай сказку, давай поиграем) и ожидает, что просьба будет исполнена. В противном случае он может начать плакать, но только, если положительная реакция со стороны мамы для него привычна и ожидаема. Произошло социальное научение: «я плачу – я получаю» или «я работаю – я получаю».

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Острая реакция на стресс
Распространенность этих расстройств находится в прямой зависимости от частоты стрессовых ситуаций. У 50%–80% лиц, перенесших тяжелый стресс, развиваются клинически оформленные расстройства и нарушения адаптации. В мирное время случаи посттравматических стрессовых расстройств встречаются в 0,5% случаев у женщин и в 1,2% случаев у мужчин. ...

Виды общения
Виды общения по средствам: 1) вербальное общение — осуществляется посредством речи и является прерогативой человека. Оно предоставляет человеку широкие коммуникативные возможности и гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить; 2) невербальное общение происходит с помощью мимики, ...

Характеристика групп.
Наблюдения за деятельностью детей в доме ребенка на занятиях и в режимные моменты позволили увидеть проблемы детей - частые конфликты, агрессивность, страх, тревожность, неврозы, неуверенность в себе, отклоняющееся поведение. Проблемой является и то, что педагоги и воспитатели не знают, как правильно оценивать различные поведенческие ре ...