Самооценка, оценки и экспектации личности, их свойства и источникиСтраница 1
Состояние одиночества порождает сложное взаимодействие различных чувств и эмоций, образующих определенный механизм переживания одиночества. Сами по себе грусть, отчаяние, тревога, ощущение брошенности или неполноценности могут и не быть связаны с одиночеством. Скорее они, имея негативную окраску, отражают степень и форму неудовлетворенности человека окружающей действительностью или собой. Возможно, причины этой неудовлетворенности кроются в самооценке.
Самооценка – это ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование и как процесс самооценивания, она отражает степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения. Самооценка формируется на базе оценок окружающих, оценки результатов собственной деятельности, а также соотношении реального и идеального представлений о себе.
Ряд авторов сходится во мнении, что низкая самооценка может провоцировать возникновение одиночества.
«Люди с низкой самооценкой интерпретируют социальные взаимосвязи самоуничижительно. Они более склонны относить неудачи в общении за счет внутренних, самообвиняющих факторов. Люди. Невысоко себя оценивающие, ожидают, что другие тоже считают их ненужными. Такие люди более остро реагируют на призыв к общению или отказ в нем» (Летиция Энн Пепло). Конечно, низкая самооценка может быть причиной одиночества, но вероятно, не может являться причиной его формирующей.
Люди с высокой или даже с неадекватно завышенной самооценкой не менее склонны к одиночеству. Причем, если человек с низкой самооценкой принимает одиночество как должное, как ожидаемое и привычное состояние, то уверены в себе, с большими претензиями, творческие личности могут переживать одиночество и дольше и глубже.
Примером могут служить выдержки из личных писем таких писателей, как Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой, В. Брюсов.
«К одиночеству присоединилась такая тоска, которой нет описания, я решительно не знаю, куда себя девать, к чему прислониться» (Гоголь – Погодину, 1840).
«Мне так худо, так страшно безнадежно худо и в теле и в духе, что я не могу жить…» (Эдгар По – Анни, 1848).
«Я устал, устал ото всех отношений, все люди меня утомили и все желания. Уйти либо в пустыню, остаться одному или уснуть последним сном В. Брюсов. Дневник 1898).
«Я прячу веревку, чтоб не повеситься на перекладине в моей комнате, вечером, когда остаюсь один. Я не хожу больше на охоту с ружьем, чтоб не подвергнуться искушению застрелиться. Мне кажется, что жизнь моя была глупым фарсом» (Л.Н. Толстой, 1878).
Подобных примеров может быть приведено множество. Вряд ли эти люди были обделены вниманием и почетом, вряд ли кто-то сомневался в их творческой и человеческой состоятельности, да и примеры из жизни указывают на то, что глубоко одинокими могут быть люди с высокой самооценкой, причем, иногда, одиночество является некой отдушиной, неким побегом от «сумасшедшего мира».
Вероятно, низкая самооценка формирует систему установок и стереотипы поведения, затрудняющие удовлетворительное социальное взаимодействие, образуя благоприятную почву для возникновения одиночества. В свою очередь, завышенная самооценка также может создавать стиль и образ мышления или поведения, идущий в разрез с общепринятыми нормами и стереотипами, тем самым провоцируя переживания одиночества.
Самооценка личности – это новообразование дошкольного возраста. Она появляется во второй половине периода на основе первоначальной, чисто эмоциональной самооценки («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем – собственные действия, моральные качества и изменения.
Распределение дел во времени
После того, как выработан общий распорядок, режим дня, пора переходить ко второму этапу регулирования времени — к распределению. Простейший способ — начать вести расписание дел, т. е. записывать всю предстоящую работу (которую вы, проанализировав, отнесли к необходимой) в специальный блокнот.
Ведение такого расписания имеет смысл и тог ...
Развитие памятию Культурно-историческая теория
развития памяти
Изучая память культурного человека, мы, собственно, не изучаем изолированную “мнемическую функцию” — мы изучаем всю стратегию, всю технику культурного человека, направленную на закрепление его опыта и развившуюся в течение его собственного культурного созревания.
Л.С.Выготский.
Мы начнём рассматривать проблему развития памяти в рамках ...
Учебное общение
Если воспринимать занятие как деловое общение преподавателей и студентов, то понятно, что эффективность этого общения зависит от участия в нем представителей обеих сторон.
Однако у многих студентов есть представление о том, что в общении с преподавателем им отведена пассивная роль, что они являются чем-то вроде регистрирующих устройств ...
