Psfine

Позитивная психология

Материалы » Причины, диагностика и коррекция одиночества личности » Самооценка, оценки и экспектации личности, их свойства и источники

Самооценка, оценки и экспектации личности, их свойства и источники
Страница 1

Состояние одиночества порождает сложное взаимодействие различных чувств и эмоций, образующих определенный механизм переживания одиночества. Сами по себе грусть, отчаяние, тревога, ощущение брошенности или неполноценности могут и не быть связаны с одиночеством. Скорее они, имея негативную окраску, отражают степень и форму неудовлетворенности человека окружающей действительностью или собой. Возможно, причины этой неудовлетворенности кроются в самооценке.

Самооценка – это ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование и как процесс самооценивания, она отражает степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения. Самооценка формируется на базе оценок окружающих, оценки результатов собственной деятельности, а также соотношении реального и идеального представлений о себе.

Ряд авторов сходится во мнении, что низкая самооценка может провоцировать возникновение одиночества.

«Люди с низкой самооценкой интерпретируют социальные взаимосвязи самоуничижительно. Они более склонны относить неудачи в общении за счет внутренних, самообвиняющих факторов. Люди. Невысоко себя оценивающие, ожидают, что другие тоже считают их ненужными. Такие люди более остро реагируют на призыв к общению или отказ в нем» (Летиция Энн Пепло). Конечно, низкая самооценка может быть причиной одиночества, но вероятно, не может являться причиной его формирующей.

Люди с высокой или даже с неадекватно завышенной самооценкой не менее склонны к одиночеству. Причем, если человек с низкой самооценкой принимает одиночество как должное, как ожидаемое и привычное состояние, то уверены в себе, с большими претензиями, творческие личности могут переживать одиночество и дольше и глубже.

Примером могут служить выдержки из личных писем таких писателей, как Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой, В. Брюсов.

«К одиночеству присоединилась такая тоска, которой нет описания, я решительно не знаю, куда себя девать, к чему прислониться» (Гоголь – Погодину, 1840).

«Мне так худо, так страшно безнадежно худо и в теле и в духе, что я не могу жить…» (Эдгар По – Анни, 1848).

«Я устал, устал ото всех отношений, все люди меня утомили и все желания. Уйти либо в пустыню, остаться одному или уснуть последним сном В. Брюсов. Дневник 1898).

«Я прячу веревку, чтоб не повеситься на перекладине в моей комнате, вечером, когда остаюсь один. Я не хожу больше на охоту с ружьем, чтоб не подвергнуться искушению застрелиться. Мне кажется, что жизнь моя была глупым фарсом» (Л.Н. Толстой, 1878).

Подобных примеров может быть приведено множество. Вряд ли эти люди были обделены вниманием и почетом, вряд ли кто-то сомневался в их творческой и человеческой состоятельности, да и примеры из жизни указывают на то, что глубоко одинокими могут быть люди с высокой самооценкой, причем, иногда, одиночество является некой отдушиной, неким побегом от «сумасшедшего мира».

Вероятно, низкая самооценка формирует систему установок и стереотипы поведения, затрудняющие удовлетворительное социальное взаимодействие, образуя благоприятную почву для возникновения одиночества. В свою очередь, завышенная самооценка также может создавать стиль и образ мышления или поведения, идущий в разрез с общепринятыми нормами и стереотипами, тем самым провоцируя переживания одиночества.

Самооценка личности – это новообразование дошкольного возраста. Она появляется во второй половине периода на основе первоначальной, чисто эмоциональной самооценки («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем – собственные действия, моральные качества и изменения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Впечатления о первом семестре
Давайте рассмотрим на примере исследования, проведенного в Новосибирском университете, общую динамику состояний и проблем, с которым встречаются студенты в первом, наиболее сложном семестре. Внешне дело обстоит просто и буднично: лекции, семинары, контрольные недели, лабораторные занятия, зачеты, экзамены. Однако за этой будничностью ...

Сосредоточение на чтении
Сосредоточенность на чтении — это прежде всего отсутствие отвлечений и блуждания мыслей, это поддержание текста в поле активного внимания, это постоянное отражение сознанием содержания текста. Степень сосредоточенности зависит от многого: — вашей общей способности концентрировать внимание в течение длительного времени на одном объекте ...

Профессионально-личностная позиция педагога
В литературе понятие педагогической позиции встречается достаточно часто, особенно в исследованиях последнего десятилетия. (А.К. Маркова, А.А. Леонтьев, С.И. Краснов, Р.Г. Каменский и др.). Важным является связь позиции со смысловой стороной деятельности педагога, т.к. именно позиция является определяющей для построения смысла деятельно ...