Научно-теоретические основы формирования толерантного поведения подростков. Анализ понятия «толерантность» и проблемы её формирования на
современном этапе развития теории и практики педагогикиСтраница 1
Толерантность – понятие многоаспектное и может рассматриваться в психологии как с позиций личности, ее установок, ценностей, так и с точки зрения воспитания, развития. Толерантность в нашем понимании – это, с одной стороны, цель и результат воспитания, сопровождающийся формированием определенных социальных установок, а с другой – ценность и качество личности, проявляющееся в поведении и поступках[1]. https://www.nakhodka.potolki-geometry.ru установка натяжного потолка в квартиру.
Исследование проблемы толерантности и ее формирования значительно расширилось в последнее время, хотя философское осмысление проблемы находило отражение еще в трудах Гераклита и Сенеки, а позднее – Дж. Локка, Ф. Вольтера, В. Соловьева, П. Флоренского, Н. Бердяева и других.
В нашем исследовании понятие «толерантность» рассматривается с позиций экзистенциально-гуманистического, диверсификационного, когнитивного, бихевиорального, диалогического и фасилитативного подходов.
Экзистенциально-гуманистический подход трактует толерантность как осознанную, осмысленную и ответственную толерантность, не сводимую к автоматизмам или стереотипным действиям. Это ценность и жизненная позиция, реализация которой в каждой конкретной ситуации имеет определенный смысл и требует от субъекта толерантности поиска этого смысла и ответственного решения. Таким образом, проявление толерантности образует аксиологическую модель, которая имеет синкретический характер. Это проявляется в том, что ценность – цель определяет ценности-средства, а ценности отношения к «Другому» зависят от ценностей-качеств, ценностей-знаний.
С позиции диверсификационного подхода понятие толерантность не сводится к однозначной дефиниции, одной тематике или характеристике. Толерантность – это сложный, многоаспектный и многокомпонентный феномен, имеющий множество линий проявления и развития, и потому пронизывает все сферы социальной и индивидуальной жизни человека, является важным измерением практически любого психологического процесса и состояния, одним из ключевых «экзистенциалов» человеческой жизни. Диверсификационный подход проявляется также в многообразии форм и видов толерантности.
С позиций когнитивного подхода толерантность в основе своей имеет знания и рациональные доводы, которые признают сложность, многомерность и многообразие, а также невозможности сведения всего многообразия точек зрения к «общей истине» и неизбежной множественности индивидуальных картин мира.
Бихевиоральный подход трактует толерантность как особое поведение человека, направленное на конструктивное взаимодействие с этим «другим»; как качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равно достойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства непринятия, вызванного всем тем, что знаменует в «другом» иное.
Диалоговый подход обусловливает важный тип толерантности – межличностная толерантность – особый способ построения взаимоотношений, межличностного взаимодействия и общения с другими людьми, в том числе – «иными». Именно в этом виде толерантности наиболее ярко проявляются все основные аспекты проблемы толерантности – как с точки зрения ее изучения, так и с точки зрения развития и обучения.
При фасилитативном подходе основное внимание уделяется поиску адекватной психолого-педагогической тактики развития толерантности на создании наиболее благоприятных условий для выработки каждым собственной, самостоятельной и независимой позиции, для естественного, рефлексивного и индивидуального становления толерантности.
Данные подходы могут служить основой для разработки различных педагогических исследовательских и диагностических программ по развитию толерантности, в том числе и для построения толерантной среды образовательного учреждения как одного из условий формирования толерантной личности.
Методы профориентации
В профессиональной ориентации молодежи используются разнообразные методы: информационные, просветительские, экскурсии на предприятия, просмотр фильмов и передач, встречи со специалистами, чтение лекций, профориентационные уроки и т.п. Это далеко не полный список методов. Но по-подробнее хотелось бы остановиться на так называемых методах ...
Система обучения глухонемых. Особенности духовного
воспитания глухих в дореволюционную эпоху
В условиях системы общественного призрения, существовавшей в России с X в. (в 996 г.В. Мономах издает указ о призрении убогих и неимущих), специального и систематического обучения, в том числе и духовного воспитания, глухонемых детей не проводилось. Призрением глухих детей занимались монастыри, приюты и богадельни, которые не могли дать ...
Результаты исследования и их обсуждение
В качестве критерия разделения испытуемых на группы в работе использовали модифицированный опросник «Тесты определения индивидуальных особенностей вегетативного реагирования» В.В. Суворовой. По результатам анализа данного опросника испытуемые были разделены на 3 группы (Табл. 1):
– ваготоники – испытуемые, у которых вегетативный баланс ...