Psfine

Позитивная психология

Материалы » Психолого-педагогическая подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности (БЖД) » Мероприятия по профилактике нежелательных психологических последствий (стресса) у специалистов БЖД, связанных с профессиональной деятельностью

Мероприятия по профилактике нежелательных психологических последствий (стресса) у специалистов БЖД, связанных с профессиональной деятельностью
Страница 1

Еще один важный вопрос - предупреждение эмоционального напряжения (стресса). Эмоции крайне разнообразны по своим качествам: в одних случаях они мобилизуют духовные силы для преодоления трудностей, помогают справиться с непосильными задачами, в других - приводят к противоположным результатам.

Эмоциональное напряжение (стресс) - главная психологическая особенность профессий, связанных с риском. Основная причина его - утомление и функциональные изменения в организме. Поэтому важно периодически проводить мероприятия по профилактике нежелательных последствий стресса. Существует определенная зависимость между силой стресса и работоспособностью человека. Ее называют предстартовой реакцией; состоит она из трех этапов, которые отражают различные уровни эмоционального возбуждения: боевой готовности, стартовой лихорадки и стартовой апатии [25].

Психологическое состояние боевой готовности сопровождается напряженным ожиданием, желанием приступить к действию и стремлением отдать все силы и способности для достижения цели. Если начало работы переносится на другое время (срок), то изменяется уровень эмоционального возбуждения. Дальнейшее нарастание его переходит в состояние стартовой лихорадки, которая приводит к эмоционально-моторным, эмоционально-сенсорным и эмоционально-интеллектуальным нарушениям.

Эмоционально-моторные нарушения характеризуются ухудшением координации точности движений. Эмоционально-сенсорные нарушения выражаются в ослаблении функций различных анализаторов и проявляются в виде замедленного восприятия команд, затруднениях при необходимости переключить внимание, ухудшении мышечного чувства, искажении чувства времени. Эмоционально-интеллектуальные нарушения сопровождаются снижением критичности оценки своих действий, затруднением мыслительных операций, временным понижением памяти, появлением немотивированных действий.

В динамике эмоционального возбуждения большое значение имеет типологическая особенность нервной системы личности: человек с сильной нервной системой более устойчив к стартовой лихорадке, у человека со слабой нервной системой она (стартовая лихорадка) быстро переходит в стартовую апатию.

Стартовая апатия - это состояние, когда эмоциональное возбуждение резко снижается и достигает уровня ниже ординарного. Затрудняются мыслительная, интеллектуальная деятельность, человеку становится сложнее принимать решения. Однако следует сказать, что определенная степень волнения перед началом и во время работы оказывает положительное влияние на психологическую готовность к деятельности, соревнованиям [25].

При ликвидации последствий ЧС, специалист должен быть осмотрительным. Особенно необходимы точность и быстрота реакции. В процессе своей профессиональной деятельности он длительное время находится в физическом напряжении и нередко пребывает в вынужденной позе. На него влияют изменения атмосферных условий, температура воздушной среды и другие явления, от которых нельзя укрыться [25].

Теперь рассмотрим основные средства восстановления работоспособности специалиста БЖД.

1. Физиологические механизмы восстановления работоспособности.

Основной путь наиболее полного использования функциональных резервов организма для восстановления после тяжелой и напряженной работы состоит в рациональном программировании тренировочного процесса, правильной регламентации тренировок и отдыха, создании оптимального психологического климата. Психологические и педагогические средства влияния следует осуществлять в комплексе с медико-биологическими. Важен также эмоциональный фон тренировок. Так, например, после выполнения упражнения, связанного со значительными переживаниями, имеет место существенное замедление восстановительных процессов [8].

Отрицательно воздействует на человека, как известно, однообразная обстановка занятий, монотонность тренировочной работы, отсутствие интереса к ней у спасателя. А отрицательный эмоциональный фон угнетает психику снижает работоспособность. Большие тренировочные нагрузки могут привести к психологическому перенапряжению: нервозности, эмоциональной неустойчивости, угнетенности, повышенной ранимости и т.д. Как в подобных случаях оказать помощь?

Существует ряд психологических средств восстановления организма, которые можно разбить на три категории: психотерапию, психопрофилактику, психогигиену.

Страницы: 1 2 3


Работа с книгой
Какое количество специальной литературы вам следует читать, зависит от изучаемого вами предмета и от вашей личности, а в конечном счете только от вашей личности . В науке нет больших, ограниченных областей — есть только небольшие ограниченные ученые. В природе каждая область сливается с соседними, и только от вас — и в значительной степ ...

Агрессия как инстинктивное поведение: врождённое стремление к смерти и разрушению
Самое раннее и, возможно, наиболее известное теоретическое положение, имеющее отношение к агрессии, - это то, согласно которому данное поведение по своей природе преимущественно инстинктивное. Согласно этому довольно распространенному подходу, агрессия возникает потому, что человеческие существа генетически или конституционально «запрог ...

Отбор учащихся для участия в экспериментальной работе
Для создания экспериментальной группы, проанализировав индивидуальные данные (см. таблицу 5), полученные с помощью психодиагностики, были отобраны 9 учеников 2 «А» класса, имеющие уровень развития долговременной и кратковременной памяти ниже среднего. С ними будет проведена коррекционная работа по развивающей программе во время промежут ...