Psfine

Позитивная психология

Материалы » Психолого-педагогическая подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности (БЖД) » Мероприятия по профилактике нежелательных психологических последствий (стресса) у специалистов БЖД, связанных с профессиональной деятельностью

Мероприятия по профилактике нежелательных психологических последствий (стресса) у специалистов БЖД, связанных с профессиональной деятельностью
Страница 1

Еще один важный вопрос - предупреждение эмоционального напряжения (стресса). Эмоции крайне разнообразны по своим качествам: в одних случаях они мобилизуют духовные силы для преодоления трудностей, помогают справиться с непосильными задачами, в других - приводят к противоположным результатам.

Эмоциональное напряжение (стресс) - главная психологическая особенность профессий, связанных с риском. Основная причина его - утомление и функциональные изменения в организме. Поэтому важно периодически проводить мероприятия по профилактике нежелательных последствий стресса. Существует определенная зависимость между силой стресса и работоспособностью человека. Ее называют предстартовой реакцией; состоит она из трех этапов, которые отражают различные уровни эмоционального возбуждения: боевой готовности, стартовой лихорадки и стартовой апатии [25].

Психологическое состояние боевой готовности сопровождается напряженным ожиданием, желанием приступить к действию и стремлением отдать все силы и способности для достижения цели. Если начало работы переносится на другое время (срок), то изменяется уровень эмоционального возбуждения. Дальнейшее нарастание его переходит в состояние стартовой лихорадки, которая приводит к эмоционально-моторным, эмоционально-сенсорным и эмоционально-интеллектуальным нарушениям.

Эмоционально-моторные нарушения характеризуются ухудшением координации точности движений. Эмоционально-сенсорные нарушения выражаются в ослаблении функций различных анализаторов и проявляются в виде замедленного восприятия команд, затруднениях при необходимости переключить внимание, ухудшении мышечного чувства, искажении чувства времени. Эмоционально-интеллектуальные нарушения сопровождаются снижением критичности оценки своих действий, затруднением мыслительных операций, временным понижением памяти, появлением немотивированных действий.

В динамике эмоционального возбуждения большое значение имеет типологическая особенность нервной системы личности: человек с сильной нервной системой более устойчив к стартовой лихорадке, у человека со слабой нервной системой она (стартовая лихорадка) быстро переходит в стартовую апатию.

Стартовая апатия - это состояние, когда эмоциональное возбуждение резко снижается и достигает уровня ниже ординарного. Затрудняются мыслительная, интеллектуальная деятельность, человеку становится сложнее принимать решения. Однако следует сказать, что определенная степень волнения перед началом и во время работы оказывает положительное влияние на психологическую готовность к деятельности, соревнованиям [25].

При ликвидации последствий ЧС, специалист должен быть осмотрительным. Особенно необходимы точность и быстрота реакции. В процессе своей профессиональной деятельности он длительное время находится в физическом напряжении и нередко пребывает в вынужденной позе. На него влияют изменения атмосферных условий, температура воздушной среды и другие явления, от которых нельзя укрыться [25].

Теперь рассмотрим основные средства восстановления работоспособности специалиста БЖД.

1. Физиологические механизмы восстановления работоспособности.

Основной путь наиболее полного использования функциональных резервов организма для восстановления после тяжелой и напряженной работы состоит в рациональном программировании тренировочного процесса, правильной регламентации тренировок и отдыха, создании оптимального психологического климата. Психологические и педагогические средства влияния следует осуществлять в комплексе с медико-биологическими. Важен также эмоциональный фон тренировок. Так, например, после выполнения упражнения, связанного со значительными переживаниями, имеет место существенное замедление восстановительных процессов [8].

Отрицательно воздействует на человека, как известно, однообразная обстановка занятий, монотонность тренировочной работы, отсутствие интереса к ней у спасателя. А отрицательный эмоциональный фон угнетает психику снижает работоспособность. Большие тренировочные нагрузки могут привести к психологическому перенапряжению: нервозности, эмоциональной неустойчивости, угнетенности, повышенной ранимости и т.д. Как в подобных случаях оказать помощь?

Существует ряд психологических средств восстановления организма, которые можно разбить на три категории: психотерапию, психопрофилактику, психогигиену.

Страницы: 1 2 3


Параллелограмм развития памяти по Леонтьеву
А.Н.Леонтьев, основываясь на теории интериоризации высших психических функций, внёс свой вклад в исследование развитии памяти, особенно подчёркивая центральную роль речи: “именно в речи замыкаются необходимые для опосредствованного запоминания связи и создаются намерения.” Автор предполагает, что переход, совершающийся от внешнего опос ...

Профессиональная деформация личности в сети Интернет
В последние годы Интернет (как и компьютеры вообще) приобретает всё более доминирующий характер, как на количественном, так и в качественном уровне. Количество пользователей Интернет как в мире в целом, так и в каждой стране в отдельности растёт каждый день. Причём, если проследить зависимость от времени, то она носит экспоненциальный в ...

Слушаем тишину
Предлагается всем послушать тишину, а потом определить, кто и что услышал в тишине. ...