Psfine

Позитивная психология

Содержание констатирующего эксперимента
Страница 1

При исследовании мной были подобраны задания, направленные на выявление особенностей внимания, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Во время работы с рядом заданий время, отведённое, для их выполнения ограничивалось.

Для проведения констатирующего эксперимента были использованы следующие задания:

- диагностика продуктивности и устойчивости внимания у детей 6-7 лет;

- определение концентрации и распределения внимания;

- методика «Отыскивание сходства»;

- методика выявления уровня развития устойчивости, объема

переключения и распределения произвольного внимания ребенка;

Методика №1: диагностика продуктивности и устойчивости внимания у детей 6 – 7 лет.

Описание: ребенок работает по инструкции с рисунком, на котором в случайном порядке изображены простые фигуры. Ему дано задание искать и разными способами зачеркивать две неодинаковые фигуры, например: звездочку перечеркивать вертикальной линией, а кружок - горизонтальной. Ребенок работает 2,5 минуты, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 минут) ему говорят «начинай» и «стоп». Экспериментатор отмечает на рисунке ребенка то место, где даются соответствующие команды.

Оборудование: «рисунок с изображением простых фигур (лист 1), часы с секундной стрелкой, протокол для фиксации параметров внимания, простые карандаши.

Инструкция: «На картинке нарисовано много разных знакомых вам предметов. По команде «начинай», надо искать и зачеркивать названные экспериментатором фигуры. Это необходимо будет делать до тех пор, пока не будет команды «стоп». В это время необходимо остановиться и показать то изображение предмета, которое ты увидел последним[12].

Экспериментатор отметит на рисунке то место, где ты остановился, и снова скажет «начинай». После этого ты продолжишь искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы.

Так будет несколько раз, пока не скажет слово «конец». На этом выполнение задания завершится».

Методика №2: определение концентрации и распределения внимания.

Задачей данного исследования является выявление концентрации, точности и продуктивности внимания.

Цель: выявление концентрации, точности и продуктивности внимания, а также динамики этих характеристик в процессе кратковременной работы.

Процедура проведения: Исследование проводится с группой дошкольников. Начертим квадрат 10*10 клеток. В эти 100 клеток поместите в произвольном порядке по 16 – 17 разных изображений: круг, полукруг, квадрат, прямоугольник, звёздочка, флажок.

При определении концентрации внимания ребёнок должен ставить на заданной вами фигуре крестик. А при определении переключаемости внимания в одну фигуру ставить крестик, а в другую чёрточку.

Инструкция: «Здесь нарисованы разные фигуры. Сейчас ты будешь ставить на звёздочках крестик, а на остальных ты ничего ставить не будешь» при определении переключаемости внимания в инструкцию включается задание ставить на одной выбранной вами фигуре крестик, а на другой чёрточку. В остальные ничего не ставить.

Методика №3: «Отыскивание сходства».

Цель: исследование объёма, концентрации и распределения внимания, а также умения находить сходные признаки в изображённых объектах.

Процедура проведения: детям поочерёдно предъявляются таблицы, на которых слева дан объект-образец, справа – четыре таких же объекта, но каждый из них отличается деталями. Один из четырёх точно такой же, как и предлагаемые образцы, слева, его необходимо найти. Предлагается следующая инструкция: «Посмотри, в левой части листа дан образец, найди такой же среди оставшихся четырёх, которые изображены в правой части листа».

Методика № 4

Цель: выявление уровня развития устойчивости, объема переключения и распределения произвольного внимания ребенка.

Описание методики: ребенку предлагается выполнить задание в три этапа. На первом этапе ребенок по образцу вписывает знаки в геометрические фигуры. На втором этапе зачеркивает и обводит два определенных предмета из четырех по указанию взрослого. На третьем этапе зачеркивает во всех фигурах нарисованных насекомых. Уровень развития произвольного внимания определяется по сумме результатов трех отдельно обработанных этапов работы.

Оборудование: три листа: 1) изображение геометрических фигур; 2) образ реальных предметов - рыбка, воздушный шарик, яблоко и арбуз; 3) набор знакомых геометрических фигур, в двух из которых обозначены мухи и гусеницы. В каждом листе 10 рядов фигур (по 10 в каждом ряду). Верхние четыре фигуры - это образец работы для испытуемого; простой карандаш, часы с секундной стрелкой, протокол для фиксации параметров.

Инструкция: «На этом рисунке изображены геометрические фигуры. В каждой из четырех верхних фигур будут нарисованы знаки. Ты должен расставить такие же знаки во всех остальных фигурах листа. Ты можешь сверять свои действия с образцом»[13].

Первый этап.

«На листе нарисованы рыбки, яблоки, воздушные шарики и арбузы. Зачеркните всех рыбок, а яблоки обведите кружком».

Страницы: 1 2


Нейрофизиологические основы памяти
Физиологические механизмы памяти – образование, закрепление, возбуждение и торможение нервных связей. Этим физиологическим процессам соответствуют процессы памяти: запечатление, сохранение, воспроизведение и забывание. Условие успешной выработки нервных связей – значимость воздействующего раздражителя, попадание его в поле ориентировоч ...

Анализ и интерпритация полученных результатов
В ходе обработки данных, полученных при проведении экспериментального исследования, нами были получены следующие результаты. Методика 1. Данные, полученные в результате проведения методики К.Замфира в модификации А.Реана «Изучение мотивации профессиональной деятельности» были занесены в таблицу: Таблица 1 в очень незначительной ...

Развитие мозговых структур памяти и внимания
Другой аспект развития высших психических функций человека – это развитие мозговых структур, т.е. проблема локализации психических функций. В развитии данного вопроса мы будем опираться на концепцию системной динамической локализации высших психических функций, разработанную А.Р. Лурия и Л. С. Выготским. Согласно теории системной дина ...