Диагностическое исследование толерантности на основе экспресс – опросника «Индекс
толерантности» по методике Г.У. Солдатовой, О.А. Кравцовой, О.Е. Хухлаева,
Л.А. ШайгеровойСтраница 1
Для диагностики общего уровня толерантности группой психологов центра «Гратис» был разработан экспресс – опросник «Индекс толерантности». В его основу лег отечественный и зарубежный опыт в данной области. Стимульный материал опросника составили утверждения, отражающие как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека. В методику включены утверждения, выявляющие отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству). Специальное внимание уделено этнической толерантности – интолерантности (отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции). Три субшкалы опросника направлены на диагностику таких аспектов толерантности, как этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности.
Опрос проводился среди учащихся 9 классов (подростки 14–15 лет).
Инструкция: предлагалось оценить, насколько учащиеся согласны или не согласны с приведенными утверждениями, и в соответствии с этим поставить галочку или любой другой значок напротив каждого утверждения:
Таблица 6 – экспресс – опросник «Индекс толерантности»
|
№ |
Утверждение |
Абсолютно не согласен |
Не согласен |
Скорее не согласен |
Скорее согласен |
Согласен |
Полностью согласен |
|
1. |
В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение | ||||||
|
2. |
В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности | ||||||
|
3. |
Если друг предал, надо отомстить ему | ||||||
|
4. |
К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение | ||||||
|
5. |
В споре может быть правильной только одна точка зрения | ||||||
|
6. |
Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах | ||||||
|
7. |
Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные | ||||||
|
8. |
С неопрятными людьми неприятно общаться | ||||||
|
9. |
Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения | ||||||
|
10. |
Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества | ||||||
|
11. |
Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности | ||||||
|
12. |
Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше | ||||||
|
13. |
Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же | ||||||
|
14. |
Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей | ||||||
|
15. |
Для наведения порядка в стране необходима «сильная рука» | ||||||
|
16. |
Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители | ||||||
|
17. |
Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение | ||||||
|
18. |
К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться | ||||||
|
19. |
Беспорядок меня очень раздражает | ||||||
|
20. |
Любые религиозные течения имеют право на существование | ||||||
|
21. |
Я могу представить чернокожего человека своим близким другом | ||||||
|
22. |
Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим |
Мотивы обучения и профессионального развития
Эффективность и результативность учебной деятельности и профессионального развития студентов во многом определяется сложной системой мотивов, которая развивается на основе ранее сформированных потребностей, интересов, способностей. В ней выделяют два больших блока: непосредственные и опосредованные мотивы. Непосредственные включаются в ...
Зависимость переживания состояния одиночества от возрастных особенностей личности
К концу первого месяца жизни у ребенка появляются условные рефлексы и при виде матери он останавливает взгляд, вскидывает руки, двигает ногами и улыбается. Комплекс оживления знаменует собой появление первой социальной потребности – потребность в общении. Развиваясь и познавая мир, младенец ощущает потребность в новых впечатлениях. Прим ...
Результаты опроса
Проанализируем данные анкет
(Рис. 2. Количество учителей мужчин и количество учителей женщин)
Вывод:
В опросе участвовало 72 преподавателя. 67 из них – женщины, 5 – мужчины, следовательно, делаем вывод, что большинство учителей в школе – женщины.
(Рис. 3. Возрастная характеристика преподавателей)
Вывод:
Самая большая возрастн ...
