Psfine

Позитивная психология

Материалы » Состояние установок толерантного поведения у современного подростка » Диагностическое исследование толерантности на основе экспресс – опросника «Индекс толерантности» по методике Г.У. Солдатовой, О.А. Кравцовой, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгеровой

Диагностическое исследование толерантности на основе экспресс – опросника «Индекс толерантности» по методике Г.У. Солдатовой, О.А. Кравцовой, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгеровой
Страница 1

Для диагностики общего уровня толерантности группой психологов центра «Гратис» был разработан экспресс – опросник «Индекс толерантности». В его основу лег отечественный и зарубежный опыт в данной области. Стимульный материал опросника составили утверждения, отражающие как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека. В методику включены утверждения, выявляющие отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству). Специальное внимание уделено этнической толерантности – интолерантности (отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции). Три субшкалы опросника направлены на диагностику таких аспектов толерантности, как этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности.

Опрос проводился среди учащихся 9 классов (подростки 14–15 лет).

Инструкция: предлагалось оценить, насколько учащиеся согласны или не согласны с приведенными утверждениями, и в соответствии с этим поставить галочку или любой другой значок напротив каждого утверждения:

Таблица 6 – экспресс – опросник «Индекс толерантности»

Утверждение

Абсолютно не согласен

Не согласен

Скорее не согласен

Скорее согласен

Согласен

Полностью согласен

1.

В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение

2.

В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности

3.

Если друг предал, надо отомстить ему

4.

К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение

5.

В споре может быть правильной только одна точка зрения

6.

Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах

7.

Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные

8.

С неопрятными людьми неприятно общаться

9.

Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения

10.

Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества

11.

Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности

12.

Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше

13.

Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же

14.

Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей

15.

Для наведения порядка в стране необходима «сильная рука»

16.

Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители

17.

Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение

18.

К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться

19.

Беспорядок меня очень раздражает

20.

Любые религиозные течения имеют право на существование

21.

Я могу представить чернокожего человека своим близким другом

22.

Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим

Страницы: 1 2


Понятие зависимость
Аддиктивное поведение (зависимое) характеризуется стремлением к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния. Уход от реальности путём изменения психического состояния может происходить при использовании разных способов. Каждого человеку иногда хочется изменить своё психическое состояние. Иногда необходимо изб ...

Съедобное - несъедобное
Цель: формирование внимания, знакомство со свойствами предметов. Оборудование: мяч, мел. Описание. В зависимости от названного предмета съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым. Инструкция: "Сейчас мы поиграем. Я буду называть предметы (например, яблоко, стул и т.д.). Если названный пре ...

Теоретические основы организации преднамеренного восприятия другого в младшем школьном возрасте
Ряд исследователей (В.В.Зеньковский, Т.И.Гаврилова, Е.И.Кульчицкая, В.А.Сухомлинский) в обучении детей пониманию другого (умению определить по выражению лица, звучанию голоса, позе и т. д. состояние, настроение, самочувствие человека, особенности его отношений) видят важный механизм развития их социального опыта, социальных чувств. Они ...