Диагностическое исследование толерантности на основе экспресс – опросника «Индекс
толерантности» по методике Г.У. Солдатовой, О.А. Кравцовой, О.Е. Хухлаева,
Л.А. ШайгеровойСтраница 1
Для диагностики общего уровня толерантности группой психологов центра «Гратис» был разработан экспресс – опросник «Индекс толерантности». В его основу лег отечественный и зарубежный опыт в данной области. Стимульный материал опросника составили утверждения, отражающие как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека. В методику включены утверждения, выявляющие отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству). Специальное внимание уделено этнической толерантности – интолерантности (отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции). Три субшкалы опросника направлены на диагностику таких аспектов толерантности, как этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности.
Опрос проводился среди учащихся 9 классов (подростки 14–15 лет).
Инструкция: предлагалось оценить, насколько учащиеся согласны или не согласны с приведенными утверждениями, и в соответствии с этим поставить галочку или любой другой значок напротив каждого утверждения:
Таблица 6 – экспресс – опросник «Индекс толерантности»
№ |
Утверждение |
Абсолютно не согласен |
Не согласен |
Скорее не согласен |
Скорее согласен |
Согласен |
Полностью согласен |
1. |
В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение | ||||||
2. |
В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности | ||||||
3. |
Если друг предал, надо отомстить ему | ||||||
4. |
К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение | ||||||
5. |
В споре может быть правильной только одна точка зрения | ||||||
6. |
Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах | ||||||
7. |
Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные | ||||||
8. |
С неопрятными людьми неприятно общаться | ||||||
9. |
Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения | ||||||
10. |
Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества | ||||||
11. |
Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности | ||||||
12. |
Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше | ||||||
13. |
Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же | ||||||
14. |
Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей | ||||||
15. |
Для наведения порядка в стране необходима «сильная рука» | ||||||
16. |
Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители | ||||||
17. |
Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение | ||||||
18. |
К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться | ||||||
19. |
Беспорядок меня очень раздражает | ||||||
20. |
Любые религиозные течения имеют право на существование | ||||||
21. |
Я могу представить чернокожего человека своим близким другом | ||||||
22. |
Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим |
Социально-педагогическая интервенция девиантного поведения подростков
«В структуре личности подростка
нет ничего устойчивого,
окончательного, неподвижного»
Л.С. Выготский ...
Понятие о переговорах. Психологическая сущность переговоров
В современной психологии управления само понятие «переговоры» используется в двух смыслах: широком и узком. Что такое переговоры в широком смысле слова? Это любой обмен информацией с целью принять общее решение. Каждый день супруги, семьи, соседи, начальники, продавцы, организации и даже государства оказываются перед проблемой, как сказ ...
Формирование Я-концепции у подростков. Формирование
внутренней позиции личности подростка
В подростковом возрасте активно формируется система устойчивого представления о самом себе.
Эти представления включают два основных компонента:
Чем я сходен с другими людьми, на основе чего складывается общность между мной и окружающими?
В чем моя уникальность и неповторимость, каковы различия между мной и окружающими?
Подросток, пы ...