Определение понятия социальной психологииСтраница 1
Понятие «социальная психология» многозначно. В самом общем виде следует различать по крайней мере два основных его смысловых значения.
Во-первых, под социальной психологией прежде всего принято понимать многообразные проявления социальной психики человека — особенности его психического состояния и поведения в ситуации группового и массового взаимодействия с другими людьми. https://пружины.com/calc калькулятор длины проволоки пружины растяжения.
Этому соответствуют такие понятия, как социально-психологический климат группы или коллектива, общественное настроение, психическое заражение, подражание, внушение, психология толпы, групповая психология, лидерство и т. д.
Во-вторых, термин «социальная психология» применяется и для обозначения той науки, которая призвана изучать закономерности психической жизнедеятельности человека в социуме, в общении и взаимодействии его с другими людьми.
Наряду с термином «социальная психология» для обозначения тех же явлений (группового, коллективного и массового психического состояния и поведения людей, с одной стороны, и науки, которая это изучает — с другой) нередко употребляется и другое словосочетание — «общественная психология». Его можно встретить преимущественно в работах отечественных социальных психологов 1960-70-х годов.
В дальнейшем термин «общественная психология» сохранился, как правило, для обозначения специфики социально-психологических явлений (группового, коллективного и массового сознания и поведения людей), в отличие от идеологии, то есть различных форм теоретически систематизированного сознания, складывающегося преимущественно не стихийно, как социальная психика, а вырабатываемого идеологами и теоретиками, отражающими интересы тех или иных социальных групп, слоев и классов общества.
Соотношение общей и социальной психологии. Теперь, когда мы определили понятие социальной психологии, встает вопрос о том, как оно соотносится с понятием общей психологии.
Существует мнение, что социальная психология — это частный случай психологии вообще наряду с инженерной, медицинской, общей психологией и т. д.
Представляется, что все обстоит наоборот. А именно: все разновидности психологической науки — это разновидности, по сути, социальной психологии.
Давайте более подробно разберемся в соотношении этих понятий. Когда-то известный американский психиатр Джозеф Фурст высказал сомнение в правомерности существования социальной психологии как самостоятельной науки, отличной от традиционной общей психологии.
Основанием для этого послужило следующее рассуждение: «Поскольку человеческий опыт означает социальный опыт, то ясно, что не может быть психики, которая одновременно не являлась бы социальной психикой. Следовательно, специальный учебник по "социальной" психологии — это абсурд, неправильное употребление терминов. Человеческая психика или является социальной, или она вообще не психика».
В этом рассуждении Фурста все правильно, кроме одного. Он игнорирует реальный опыт развития самой психологической науки, в которой произошло разделение труда между общей и социальной психологией. За первой остались общечеловеческие психические свойства человека вообще. За второй — его социально-специфические особенности, связанные преимущественно с ситуацией группового и массового психического взаимодействия людей.
Структура социальной психики человека. Чтобы лучше разобраться в различиях между общей и социальной психологией, кратко остановимся на вопросе о структуре, или составляющих социальной психики человека.
В самом общем и довольно упрощенном виде эту структуру можно было бы представить в виде пирамиды из трех основных составляющих, в основании которой лежат общечеловеческие психические свойства — ощущение, восприятие, представление, память, мышление, воля и т. д.; далее — социально-специфические особенности психики индивида, связанные с его принадлежностью к той или иной общности или группе — этнические и исторические, классовые и профессиональные и пр.; наконец, индивидуально-неповторимые черты характера и жизненного опыта (см. рис. 1).
Исследование психологического статуса детей раннего возраста.
Психологический статус – положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии. В различных группах один и то же человек может иметь разный психологический статус.
Ребенок не способен самостоятельно заявить о своих проблемах, они проявляются косвенно – через отставание в развитии, каприз ...
Общая характеристика самооценки учащихся начальной школы. Исследование
самосознания в трудах отечественных и зарубежных психологов
А.Н. Леонтьев, характеризуя проблему самосознания как проблему высокого жизненного значения, венчающую психологию личности, расценивал ее в целом как нерешенную, ускользающую от научно-психологического анализа. Действительно, до настоящего времени не существует более или менее определенной и общепризнанной трактовки этой особой субъекти ...
Тест Анхауэра
Данная методика позволяет выяснить структуру интеллекта. Мной были пройдены шесть разделов тестирования:
- № 1 IN
– “Дополнение предложений”- определяется способность к рассуждению, здравый смысл, акцент на конкретно- практическое чувство реальности
- № 3 AN
– “Аналогии”: способность комбинировать, подвижность и непостоянство мышлен ...